Алексей Маринин: кряшены почитали его как святого
Отец Алексей – священнослужитель, являющийся продолжателем дел просветителя Николая Ильминского и священника Василия Тимофеева. Он поддерживал и укреплял веру кряшен в годы безбожных гонений на церковь. Благодаря его деятельности, в Казани сохранялась верующая община кряшен, которая смогла пронести благочестие до наших дней.
От мирской жизни к священничеству
Священник Алексей (в миру Афанасий) Маринин родился 1 июля (14 июля по новому стилю) 1892 года в деревне Алан-Полян (в дореволюционных источниках Аланка) Рыбно-Слободского района в семье отставного солдата Сергея Афанасьевича и Агриппины Антоновны. Крестили младенца спустя четыре дня после рождения — 5 июля в соседнем селе Елышево в Михаило-Архангельской церкви.
По сохранившимся воспоминаниям духовных чад отца Алексея, его мать Агриппина Антоновна обещала, что Если Господь дарует ей сына, то она понесет его в церковь Петра и Павла села Шеморбаш пешком. После этого, когда она полоскала белье у реки, вдруг услышала пение ангелов и звон колоколов, и ребенок в ее животе заиграл.
К сожалению, сведений о жизни отца Алексея до 1916 года не сохранилось. Из протокола допроса в годы репрессий известно, что он имел низшее образование и до призыва в армию занимался сельским хозяйством и извозом.
В 1916 году во время Первой Мировой войны отец Алексей был призван в царскую армию. Согласно протоколам допроса, в возрасте 24 лет он был призван в Бетрсутский полк рядовым с 2 марта 1916 года по 17 марта 1917 года. Был пленен. Это произошло после февральской революции в 1917 году. В германском плену он провел два года: с 17 марта 1917 года по 2 февраля 1919 года.
После возвращения из плена, отец Алексей стал насельником Трехсвятительского монастыря в деревне Некрасово Рыбно-Слободского кантона Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 по 1923 год он находился в монастыре послушником, в 1923 году был рукоположен во дьякона.
С 1928 года отец Алексей был рукоположен во священника и с этого времени по день ареста служил священником в селе Савруши Мамадышского кантона и в селе Чаксы Кукморского района ТАССР.
Гонения за веру
1920-1939-е годы были наполнены гонениями на церковь. В 1931 году иеромонаха Алексея арестовали, обвинив в контрреволюционной деятельности, направленной против Советской власти. Согласно выписке из протокола № 79, постановили Маринина Алексея Сергеевича заключить в концлагерь на пять лет, считая таковой с 18 марта 1931 года.
По неподтвержденным данным в общей сложности в советских лагерях и тюрьмах отец Алексей провел 18 лет. Его духовные чада до сих пор хранят в памяти его рассказы о том, как следователи, пытаясь вытащить из него признание, «вешали его за ноги, заставляли целовать зад голой женщины...»
После освобождения из-под заключения, отец Алексей жил в селе Меретяки. Когда разорили и закрыли храм, он перебрался в Казань и жил подаяниями милостыни возле храма Ярославских чудотворцев, расположенного на Арском кладбище. Вскоре отца Алексея снова сажают в тюрьму, где он просидел год.
Арест произошел за нарушение паспортного режима. Это случилось в 1939 году. По материалам дела (информационное письмо МВД РТ. Ф.5. Оп.2. Д.347) известно, что до ареста он проживал в селе Сухая Река Юдинского района города Казани
По воспоминаниям духовной дочери отца Алексея Агафьи Ивановны Петровой, он жил на квартире одной старушки: «напротив дома был храм, в который ходил отец Алексий, жилищные условия были ужасны: бегали и поросята в доме... Жил он в страшной бедноте, даже варежек не было у него».
28 ноября 1944 года последовал новый арест. Народным судом 3 участка Молотовского района города Казани по статье 192 ч.3 п. «а» УК РСФСР (за повторное нарушение установленных правил прописки или временных удостоверений лицами, приезжающими в местности, где введена паспортная система) отца Алексея приговорили к 1 году лишения свободы; освобожден 4 августа 1945 года из ИТК-5 НКВД ТАССР в селе Свияжск Верхне-Услонского района ТАССР.
Жизнь после лагеря
Согласно сведениям, собранным священником Димитрием Сизовым, после освобождения в 1945 году «иеромонах Алексей живет у старушки Анны на улице Баумана (неподалеку от места, где находится цирк). Когда в 1946 году власти разрешают открыть Никольский собор, он начинает посещать его. До конца своих дней отец Алексий не имел своего угла, скитаясь по кряшенским деревням и квартирам духовных чад-кряшен городе Казани. Он не имел права регистрации (так как был осужден), а значит и права служить в церкви. Не имея средств к пропитанию, вынужден был просить милостыню на паперти храма. Часть собранного отдавал нищим, часть приносил домой». Позже его прописывают родственники, сестра отца Алексея, Евфимия, которая вышла замуж за Илью Григорьева, выходца из села Иванаево (Туплат) Рыбно-Слободского района ТАССР в Авиастроительном районе по ул. Белинского д.5. В их семье он живет до самой своей смерти.
Еще духовные чада воспоминают, что отец Алексей был очень осторожным, так как за ним была постоянная слежка: «Запомнилось, что этот человек вел себя всегда с осторожностью, смотрел, нет ли за ним слежки по дороге, за домом, всегда оглядывался. Я спрашивала у родителей: „Чего он боится?“. Мне отвечали, что его в любой момент могут арестовать правоохранительные органы за чуждую пропаганду».
По воспоминаниям Антонины Васильевны Рыловой, «Отец Алексий ходил в светской одежде, под одеждой носил священнический крест. Был аскетом: водку и вина не пил вовсе, вместо подушки под голову клал полено, в больницу никогда не обращался, жил только молитвой. За всех переживал. Тернистый, трудный путь его был, часто бесы издевались над ним. Нас он наставлял жить праведно. Ему Бог открывал и будущее, но подвижничество он свое скрывал, только тесный круг знал... Здоровья не было у него. Часто нам приносил гостинцы...».
Кряшены почитали его как святого
За четыре месяца до своей смерти отец Алексей тяжело заболел. Умер 18 марта 1961 года. Отпевали его в храме святых Ярославских чудотворцев. Похоронен отец Алексей на Арском кладбище возле храма (на южной стороне, напротив иконы Успения). Еще при жизни кряшенами почитался как святой.
Одна из духовных чад вспоминала: «Дядя Илья, когда был живой, ходил в церковь около Арского кладбища. Приходит на могилу отца Алексея, а это был день Пасхи. Когда он пришел, он сказал отцу Алексею «Христос Воскресе», и из могилы донеслось «Воистину Воскресе».
У отца Алексея было много духовных чад. В советское время они собирались вокруг него в Никольском соборе. В 1989 году возродилось богослужение на церковно-кряшенском языке. Ее совершил протоиерей Павел Павлов в Покровском соборе (при Никольском кафедральном соборе). По его воспоминаниям, когда было объявлено о литургии, некоторые верующие приносили книги и ноты. Это были представители общины иеромонаха Алексея (Маринина), который в советское время сплачивал вокруг себя кряшен.
По мнению протоиерея Павла Павлова, в возрождении церковной жизни кряшен есть огромная заслуга его предшественников — иеромонаха Алексия (Маринина) и отца Ильи (Ефимова), принявшего монашество и ставшего игуменом Ионой. Они старались, чтобы кряшены оставались православными. Несмотря на безбожное время, кряшены венчались и крестили детей.
В 2009 году по благословению архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия начался сбор материалов для канонизации в лике святых новомучеников и исповедников Российских кряшенского подвижника: исповедника веры, старца иеромонаха Алексия (Маринина) Сбор материалов осуществлял член епархиальной Комиссии по канонизации святых Казанской епархии иерей Алексий Колясев. Работа продлилась несколько лет. Существует надежда на то, что он будет прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских, как преподобноисповедник.
Предсказания старца Алексея
Сохранилось немало воспоминаний духовных чад отца Алексея. Приведем некоторые из них.
По воспоминаниям Агафии Ивановны Петровой, иеромонах Алексей предсказывал, что наступят очень трудные времена, будет засуха, голод, земля растрескается. Будут ставить печать антихриста на правую руку, чтобы получить хлеб и продавать не будут. Отец Алексей предупреждал, чтобы в ни в коем случае не ставили печать антихриста на правую руку. После печати рука уже не поднимется для крестного знамения, трудно будет выдержать все это, мало кто выдержит. Это будет недолго. Должна быть сильная вера, Господь не оставит чад. Земля сгорит на 7 локтей. Придет Архистратиг Михаил, Спаситель спросит: «Земля очистилась?». Архистратиг Михаил ответит: «Земля очистилась как невеста к венцу». Живые и мертвые восстанут на суд Божий.
По воспоминаниям внучатного племянника иеромонаха Алексея Маринина Николая, священнослужитель предсказал его будущее: «Мы жили в Соцгороде: мама, папа я и дедушка, то есть иеромонах отец Алексей. Когда я учился во втором классе, отец Алексей предсказал маме, что ее муж и сын, то есть я, будут пить, а также сказал, чтобы она не продавала сад — садом будет жить. Я действительно много лет пил. Однажды во сне мне явился отец Алексей и сказал, чтобы я встал и с ним молился, а я не встал на молитву, тогда он сказал мне, что я не буду закрывать рот целый год. Так все и случилось. Пить бросил с Божьей помощью 24 ноября 1983 года. Перед своей кончиной отец Алексей говорил моей матери, что скоро Божия Матерь возьмет его одежду, а ее возьмет не скоро. Иеромонах Алексей скончался 18 марта 1961 года, а моя мама скончалась 27 февраля 1999 года».
Антонина Васильевна Рылова сохранила такие воспоминания: «Когда отец Алексий у нас ночевал, то ванна под кроватью, на которой он спал ходила ходуном. Был случай, когда моя бабушка (ныне покойная) привела из Никольского храма ночевать женщину, как странницу-молитвенницу, а прожила она у нас всю зиму. Оказалось, что эта женщина колдунья. Отец Алексий велел папе 40 раз читать „Живый в помощи“. Папа прочитал за один день 40 раз, и колдунья засобиралась со словами: „меня выживают“. Отец Алексий был сильным молитвенником».
Наставления
Не ходите по местам развлечений, читайте Священное Писание, если можете ходите в храм, с вас этого хватит.
Не делайте крестного знамени, когда в храме много людей, чтобы не портить знамение.
Не поминайте меня после смерти водкой.
При встрече, говорил духовным чадам-кряшенам: кряшены — бедные мои кряшены.
Общие предки Алексея Маринина и Якова Емельянова
Священнослужители Алексей Маринин и Яков Емельянов, как известно, родом из одной деревни Алан-Полян. При исследовании родословной отца Алексея, краевед Валерий Зарубин обнаружил, что они имеют общих предков. Иеромонах Алексей и священник Яков Емельянов — родственники в седьмом колене. Представляем вашему вниманию их родословную:
Марина СКВОРЦОВА, материалы предоставлены Валерием ЗАРУБИНЫМ, Павлом СЕМЕНОВЫМ.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз.
Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.
Нет комментариев