Туганайлар

Татарстан

18+
2024 - Гаилә елы
Хәтер-хатирә

Искусствовед Наиля Альмеева: «В песенной культуре кряшен – всё открытие!»

Из интервью Наили Альмеевой для журнала «АНКО», №2 2007 год.

– Что же Вас настолько заворожило в пении кряшен?
– Поскольку я сама не кряшенка, то в первый раз мне было непривычно слышать эти «странные» протяжные песни, не всегда похожие на привычные татарские. Их мне предстояло понять как музыканту. Но в первой же экспедиции я почувствовала, что песни кряшен – это живая старина, это богатая обрядовая культура. Очень захотелось понять: из чего она состоит? Для музыкальной науки это невероятно интересный объект, потому что в ней можно обнаружить следы родства с соседними музыкальными культурами, такими, как чувашская, марийская, удмуртская, и с такими отдалёнными, как венгерская, казахская.

– Припомните, пожалуйста, какой-нибудь интересный случай из экспедиционной жизни.
– Интересного было много, были и трудности, и радости встреч с хорошими, чистыми душой людьми, поездки на всех мыслимых видах деревенского транспорта… Помню в 1979 году, во время второй в моей жизни экспедиции к кряшенам, я записала древний напев праздника «Нардуган» в Заинском районе. И всю ночь не могла заснуть: не верила, что удалось заполучить такую редкость.

– Так что же теперь для Вас, как для человека, посвятившего этому жизнь, означает понятие «кряшенский напев»?
– Это мелодическая красота и оригинальность. Это фантастически  завораживающий звук. Особенно в таких календарных напевах, как «Питрау», «Торойсын», «Май чабу». Они очень старинные, у них яркий, пронзительный тембр. Это что-то очень древнее, вызывающее «мороз по коже». Возникает такое ощущение, что прикасаешься к звукам прошлых веков. Удивительно, что всё это дожило до двадцатого столетия.

– Вы, как «первопроходец» в песенной культуре кряшен, что-то можете назвать своим научным открытием?
– В песенной культуре кряшен – всё открытие! До меня песни кряшен записывали старшие коллеги – М.Нигмедзянов и Р.Исхакова-Вамба. Так что я не совсем «первопроходец». Но мне посчастливилось записать кое-что интересное и новое. Начав заниматься кряшенским фольклором, я действительно поняла, что о нём очень мало известно. Я думаю, широкая общественность Татарстана не представляет, из чего состоит музыкальная культура кряшен, ведь раньше об этом говорилось вскользь.
  

Во-первых, кряшены имеют специфическую жанровую систему, равноправную с жанровыми системами других народностей Поволжья. Во-вторых, внутри этой песенной культуры обнаружились очень древние напевы, которые исполняются на несколько голосов. Звуковой облик кряшенской песенной культуры – многоголосный.

Обрядовые напевы озвучивают многие события традиционной жизни. Чего стоит, например, прекрасный свадебный обряд, весь наполненный пением! Как ярко звучат старинные хороводные напевы, которые пелись в течение лета! Жаль, что представления о кряшенском пении, скорее всего, будут формироваться в дальнейшем через сценическую самодеятельность. А эти песни надо петь не эстрадным голосом, а обрядовым.

– Значит, Ваша книга станет для мировой общественности новым словом об уникальной песенной культуре кряшен?
– Я надеюсь, эта работа действительно вызовет большой интерес у мировой научной общественности. Важно подчеркнуть, что к нашему нотному изданию приложен компакт-диск с полевыми записями подлинного пения кряшен. А это – настоящая культурная ценность. Любая, даже самая маленькая запись традиционного пения – это страница мировой культуры. Где бы она ни была записана – в Америке, в Африке или в Татарстане… Ведь архаический слой фольклора исчезает по всему земному шару. В Европе он уже фактически исчез. Россия же в этом смысле очень интересная страна: здесь и в двадцатом веке был ещё жив архаичный фольклор. А у народов Поволжья – особенно. Это – регион, где у разных народов сохранились достаточно старые пласты песенной культуры. Постепенно они исчезают, и наши записи от старых бабушек пополнят музей звукозаписи мировой музыкальной культуры. Эти сведения особенно ценны, когда они на звуконосителях. Поэтому самые современные издания фольклора немыслимы без компакт-дисков.

Интервью записала Людмила Белоусова
На фото: Временная творческая группа по изучению духовной культуры кряшен при Академии наук Республики Татарстан (Г.М.Макаров, А.В.Фокин, Л.Д.Белоусова, Н.Ю.Альмеева, Т.Г.Дунаева, М.М.Семёнова)

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев