Достать вышивку и восхищаться
Что такое сюряке, похожая на сороку? А обрядовое покрывало — тугэрэк жаулык? И почему его носили только девять месяцев после замужества и до сих пор никто не может разгадать тайну его замысловатых узоров?
— Если говорить о пестречинской кряшенке, то что ее отличало от других сородичей? В каком наряде она ходила? — спрашиваю у директора Центра Людмилы Белоусовой.
— Вот она, в традиционном костюме кряшен, но обязательно с украшениями-лентами, — Людмила Даниловна показывает на картину художника-кряшена, члена Союза художников РТ, заслуженного деятеля искусств РТ Ильи Максимова. — А на этом черно-белом фото 1986 года — первый фольклорный коллектив села Кряш-Серда «Чулпы»: кряшенки пожилые, но опять же с украшениями лентами.
Но прежде чем как следует рассмотреть, во что одевались жители Кряш-Серды, натыкаюсь на стоящих на полках кряшенских матрешек, которые отличаются тем, что у них плоская, как бы срезанная голова.
— Это символизирует женский головной убор, — улыбается Людмила Даниловна, — дело в том, что в зависимости от статуса наши женщины носили разные головные уборы. Ну, во-первых, до замужества девушка заплетала только одну косу, а поверх — головной убор ак калфак. После свадьбы косу расплетали и делали две, укладывая их вокруг головы, на них надевали волосник, такой полотняный чехол, ведь волосы замужней девушки никто не должен видеть, кроме ее мужа.
А сверху вот такой головной убор, это называется сюряке — сорока, — Белоусова показывает плотный платок, чем-то и правда напоминающий хвост сороки. — А поверх сюряке — обрядовое покрывало, по-нашему тугэрэк жаулык, в переводе — круглый платок, хотя в реальности он квадратный, конечно, но его смысловой перевод — совершенный платок. Девять следующих месяцев молодуха, недавно вышедшая замуж женщина, носила этот тугэрэк жаулык. И по прошествии этого срока она считалась полноценной женщиной, если даже не произошло пополнения семьи.
— Мало того, что обрядовое покрывало неимоверно тяжелое, на нем очень необычная плотная вышивка, — говорю Людмиле Даниловне.
— Да, да, — подтверждает она, — метод вышивки особый, до сих пор его никто расшифровать не может! Наш специалист по кряшенскому рукоделию Валентина Максимова его даже распускала, хотела изучить технику вышивки, но не смогла, потому что с лицевой стороны знак древа жизни и одна вышивка, а с изнанки — знак оберег и вышивка совсем другая. К тому же изнанку с вышивкой пришивали, потому что считали, что это таинство, оберег, ее нельзя всем показывать. Считалось, что обрядовое покрывало защищало будущего ребенка, семью. Если вы приедете в Кряш-Серду и спросите у любой бабушки-кряшенки ее тугэрэк жаулык, она тут же достанет его из своего сундука! Его хранят всю жизнь как реликвию.
— А когда закончились девять месяцев после свадьбы, что женщина носила?
— Она надевала волосник, сверху сюряке и покрывала голову белым платком с яркими цветами. Вот, смотрите, как на этом экспонате. И все для того, чтобы парни сразу могли понять, что эта кряшенка замужем.
— Смотрю, на всех фартуках яркая, богатая вышивка, — восхищаюсь я. — Здесь и птички, и цветы, и узоры…
— Да, именно кряшены Пестречинского района передавали из поколения в поколение традиции вышивания, — говорит директор. — Они украшали вышивками не только самотканые фартуки, покрывала, шторы, салфетки, но и иконостасы. Людмила Даниловна останавливается возле того фрагмента экспозиции, где воссоздали «красный угол» с иконами, без которого не обходился ни один дом в Кряш-Серде.
— Кряшены — православные, и наши бабушки и дедушки испокон веков оформляли так называемый «предиконник» — занавесочки, закрывающие иконостас. А чтобы было красиво, украшали их вышивкой!
Фото: Наталья Вяткина
Наиля Билалова, "Наш дом - Татарстан"
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз.
Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына языгыз, шалтыратып әйтегез.
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.
Нет комментариев