Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Сохранение историко-культурного наследия нагайбаков на примере работы музеев Нагайбакского района Челябинской области

В статье речь идет об опыте музеев по сохранению и популяризации историко-культурного наследия коренного малочисленного народа – нагайбаков, посредством традиционных и новых форм и методов работы

Современный человек существует в окружении естественных, преобразованных и созданных им продуктов материальной и духовной деятельности человечества в целом. Для хранения, исследования и презентации этих продуктов как реальных остатков уходящей культуры, связывающей нас с предками, существуют музеи. Музей, созданный первоначально для хранения, изучения и экспонирования интересных, с точки зрения культуры и науки, предметов природного и искусственного происхождения, постепенно приобрел статус хранилища социальной памяти и трансформировался в социокультурный институт. Музей представляет ценности, утрачиваемые обществом, привлекает внимание к тем общечеловеческим ценностям, которым угрожает современный прогресс, сохраняет ценности историко-культурного наследия, способствуя непрерывности и преемственности поколений и культур.

В Нагайбакском районе Челябинской области проживают люди сорока шести национальностей, в том числе – «нагайбаки». На сегодняшний день Нагайбакский район является лидером среди сельских районов Челябинской области по числу музеев. К тому же в районе функционируют Дом творчества, частный Музей – Дом Камня, которые мы относим к нашему музейному сообществу и работаем в тесном содружестве.

Начало музеефикации Нагайбакского района было положено более тридцати пяти лет назад с открытием районного историко-краеведческого музея в с. Фершампенуаз 6 мая 1985 г. Инициатором, организатором создания музея и первым его директором был Алексей Михайлович Маметьев (1923–2005). Потомственный казак-нагайбак, участник Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., гвардии полковник в отставке, почетный гражданин Нагайбакского района (1997), лауреат Государственной премии Челябинской области (2004), награжден 22 правительственными наградами. Благодаря инициативе Алексея Михайловича, нагайбаки в 2000 г. получили государственный статус малочисленного коренного народа.

А.М. Маметьев – автор ряда исследований об истории Нагайбакского района и нагайбаках. Изданы следующие его работы: «Край Нагайбакский» (в соавторстве с челябинским журналистом и краеведом А.П. Моисеевым, 1997), «Письма и документы периода Великой Отечественной войны» (1998), «Подвиг нагайбакцев во имя Победы» (2000), «Нагайбакский район в цифрах и фактах» (2005). Алексей Михайлович оставил богатое эпистолярное наследие. Среди рукописей – три тома переписки по восстановлению прав пострадавших от репрессий жителей района и их детей, «Летопись района», «Пословицы и поговорки» на нагайбакском языке (более 600 записей). Им собран богатый фотографический материал. В 1994 г. Алексей Михайлович завершил работу «Династия Маметьевых», в которой описал девять поколений своего рода. А.М. Маметьев в содружестве с режиссером Челябинской государственной телерадиокомпании Р. Эйленкригом снял два видеофильма «Здравствуйте, нагайбаки!» (1994) и «Гумбейка – радость моя» (1995). Фильмы демонстрировались и были отмечены дипломами на I Красноярской музейной биеннале «Прошлое и будущее в музее» (1995) и II Красноярской музейной биеннале «Открытый музей» (1997), в работе которых музей принимал участие.

А.М. Маметьев – участник многочисленных российских и международных конференций. Он представлял Челябинскую область на Международной конференции по проблемам малочисленных народов в 1993 г. в Москве под эгидой ООН. Алексей Михайлович участвовал в работе III Международной научной конференции «Россия и Восток: проблемы взаимодействия» (Челябинск, 1995), учредительной конференции кряшен республики Башкортостан, проходившей на родине предков нагайбаков в с. Бакалы (1998), I Международного фестиваля тюркских народов (Казань, 1997), II фестиваля евроазиатских народов в музее-заповеднике «Аркаим» (1998), Международной научно-практической конференции «Музей ХХ века: взгляд в прошлое и будущее» (Пермь, 1998) и др.

Активную работу по сохранению истории нагайбаков проводил Маметьев и на родной нагайбакской земле. При содействии Алексея Михайловича открыта картинная галерея в с. Фершампенуаз (1986), музеи в с. Париж (1989) и п. Остроленский (1995). Эстафету музеефикации района подхватили Михаил Иванович Фомин и Иван Алексеевич Васильев. Это краеведы, знатоки, энтузиасты и первопроходцы музейного дела, по крупицам собравшие уникальные материалы и документы об истории, жизни и деятельности нагайбаков.

В настоящее время в музеях Нагайбакского района работают люди творческие, знающие и любящие свою малую Родину. Как и прежде, большое значение в деятельности музея имеет экскурсионная деятельность. На базе музеев разработаны и проводятся не только обзорные, тематические, но и интерактивные экскурсии: «Жили-были дед и баба. Крестьянский дом, семейные обычаи и обряды, этикет», «Самовар поёт, в гости зовёт», «Что расскажет о себе посуда: знакомство с деревянной и глиняной посудой», «От перышка до подушки» и др. В этом году музей пос. Кассельский провел благоустройство подворья музея, соорудив летнюю беседку для занятий и проведения мероприятий на свежем воздухе. Также удалось восстановить колодец на территории и соорудить красивый сруб для него. Кроме того, здесь же местным мастером-печником собрана летняя печь, которую теперь используют при проведении интерактивных экскурсий для посетителей. Есть уже первый опыт приготовления в ней нагайбакской выпечки – «шишара» и «криндира». Теперь у посетителей появилась возможность не только послушать о национальных блюдах нагайбаков, но и принять участие в процессе их приготовления с последующей дегустацией.

Подобные экскурсии предполагают активное включение экскурсантов в мероприятие, взаимодействие всех участников между собой в современном музейном пространстве. А на наших экскурсиях музейное пространство превращается в игровое, создавая обогащённую предметно-пространственную среду, включая элементы занимательности в мероприятие, вовлекая детей в выполнение творческих заданий, интегрируя разнообразные виды деятельности, придавая игровой ситуации проблемно-поисковый характер, мы обеспечиваем формирование и поддержание познавательных интересов ребёнка. Экспозиционная и экскурсионная работа помогает посетителям, как детям, так и взрослым, углубить знания по истории своего села, а это в свою очередь способствует формированию чувства уважения к своему прошлому, к своему наследию.

В музеях Нагайбакского района собрано более пяти тысяч экспонатов основного и более трех тысяч единиц научно-вспомогательного фонда. В экспозиционных залах представлены материалы, отражающие историю нагайбаков, хозяйственную и материальную культуру. Экспонаты, хранящиеся в музеях, представляют историческую, культурную ценность, нежели материальную.

Центральное место в экспозициях занимают сельскохозяйственные орудия и хозяйственный инвентарь. Широко представлены инструменты для домашних производств и промыслов, также орудия обработки волокнистых культур, прядения и ткачества. В Доме творчества восстановлен ткацкий стан по сохранившимся деталям и чертежам. Горизонтальный ручной стан с бердо – гребнем из плоских деревянных пластин-зубьев, зажатых сверху и снизу между двумя парами брусков. Стан – деревянный. Данный тип ткацкого станка разборный. Приблизительная высота ткацкого станка 2,88 м. На таком стане нагайбачки получали льняные полотна, из которых шили повседневную и праздничную одежду. На ткацкий стан можно не только посмотреть, но и поработать за ним. В музеях бережно хранятся и образцы тканей, выполненные в сложной многоремизной технике с самыми разнообразными узорами и полотна, украшенные браными узорами.

Особое место занимает традиционная одежда и текстильное убранство дома. Наиболее ценно в этом отношении домотканое льняное платье из цветной пестряди, сшитое в начале XX в. Рубаха туникообразного покроя из клетчатой пестряди с оборками из фабричных тканей, прямыми рукавами с ластовицами и воротничком-стойкой, с непременным атрибутом – передником, являются наиболее архаичными из известных типов одежды.

Привлекают внимание полотенца – рушники, отделанные вышивкой, цветным узором, лентами, полосами, кружевом, тесьмой, бахромой, вязанием. В нагайбакских полотенцах преобладает вышивка в красных тонах – это цвет солнца, утренней зари. Орнамент в вышивке отмечен ярким национальным характером и вобрал в себя богатые крестьянские трудовые и культурные традиции. Творцы узоров были неразрывно связаны с природой родного края, со своей землей, что и отразили в своих шедеврах.

Хранится в музее с. Париж и церковная икона с изображением Божией Матери. Икона выполнена по всем канонам иконописи. Датируется концом XIX в. По назначению является храмовой, в резном, подвесном киоте. У замоленной иконы несколько лет проводил службы священник для местных прихожан.

Хоругвь – это еще один уникальный экспонат, принадлежавший некогда Кассельскому приходу. Религиозное знамя с образом святых Георгия и Серафима, датированное концом XIX в., находится в хорошей сохранности, несмотря на то, что более полувека пролежала на чердаке частного дома. Хоругвь была подарена музею семьей Искуловых из пос. Кассельский. До революции 1917 г. жители поселка с хоругвиями совершали крестные ходы к местным святыням, также ходили на девятую пятницу после Пасхи на озеро Пустое Верхнеуральского района и на родник Блак-Чишме, что недалеко от пос. Кассельский.

Еще одним редчайшим экспонатом, изготовленным нагайбакским мастером, чудом сохранившимся практически без серьезных повреждений, можно считать гусли начала XX в. Инструмент имеет шлемовидную форму, изготовлен из сосны. Отсутствует одна верхняя струна и колка. На корпусе инструмента имеются небольшие сколы. Гусли подарены музею праправнуком мастера. В других селах и поселках данный инструмент не сохранился и только в воспоминаниях стариков-старожилов теплятся рассказы об умельцах-гуслярах.

Интересна и археологическая коллекция. Особое внимание привлекают каменный топор, пест, навершие булавы, скульптурное изображение лося из камня, выполненные в скифско-сибирском зверином стиле и фрагменты небольших сосудов с сакральными символами. Археологическими находками богат музей пос. Остроленский. Весенние воды реки Гумбейка часто выносят на берег кости древних животных. Любопытные находки привозят участники археологических раскопок, проводимых на территории района на многочисленных памятниках эпохи бронзы и раннего железного века.

Важнейшей вехой в истории территории современного Нагайбакского района являются 30–40-е гг. XIX в. – время создания новолинейного оборонительного района в составе Оренбургского казачьего войска. В музейных экспозициях широко представлены копии уникальных документов об истории заселения территории казаками, истории нагайбакского казачества. Отдельные экспозиции музеев рассказывают об участии жителей Нагайбакского района в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Здесь представлены подлинные письма с фронта, наградные документы, похоронки, боевые награды и фотографии. Тематические экспозиции посвящены развитию сельского хозяйства, народного образования, здравоохранения, социальной сферы. Широко представлены материалы о культуре района. Экспозиция музеев широко используется в учебном процессе. Здесь проводятся уроки истории и краеведения. На таких уроках история предстает «весомо и зримо» в виде документальных и вещественных материалов. Данные уроки помогают ребятам больше узнать об истории и культуре родного края, о людях, которые его населяют, об их традициях – все это закладывает основы духовно-нравственного развития личности.

В музеях накоплен богатый материал о фольклорном песенном творчестве нагайбаков, который используется сегодня в пропаганде и возрождении многоголосого пения. Для работы с ним в музеи приезжают специалисты со всей страны.

Сегодня музей – это живое, развивающееся учреждение, которое выполняет не только хранительские и собирательские функции. Важным моментом в краеведении и в музейной педагогике является организация исследовательской деятельности. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, беседуя с участниками и с очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещественными, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края. Они учатся понимать, как история малой Родины связана с историей страны, как различные исторические, политические, социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном районе, селе. Встречи с интересными людьми помогают понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству. В процессе поисковой деятельности юные краеведы встречаются с необычными фактами местной истории, людьми. В результате у них появляется личный интерес и желание изучить какой-либо вопрос или проблему более подробно. Постепенно ученик сам приходит к своей теме исследования и написания исследовательской работы. В результате этой работы регулярно появляются тематические брошюры, сборники исследовательских работ. Учащиеся школ под руководством сотрудников музеев – активные участники районных и областных конкурсов. Традиционным стало участие в районном конкурсе детских этнографических работ «Мастеровые», который проводится вот уже 17 лет. Можно выделить следующие приоритетные направления исследований: история малой родины, традиционная культура, хозяйственная деятельность, предметы традиционного быта. Ежегодно на межрегиональный конкурс детских этнографических работ «Уральская Слободка», в котором дети Нагайбакского района принимают участие 18 лет подряд, музейщики готовят с ребятами исследовательские работы, которые отмечаются дипломами лауреатов. Для самих музеев – это бесценный материал для дальнейшей работы по популяризации культурного наследия. За эти годы подготовлено 167 работ самой разной тематики. Компетентное жюри конкурса всегда отмечает, что исследования нагайбакских школьников отличаются новизной, углубленным изучением и изложением выбранных тем.

Наряду с этим, благодаря стараниям музееведов, собран материал по истории с. Париж и оформлен в сборник «Село Париж – малая Родина», в котором собран материал как из официальных документов, так и воспоминания жителей села. В приложениях и таблицах содержится справочная информация о жителях и событиях, которые оставили след в жизни уральского Парижа. Собраны и изданы материалы по истории улиц сел пос. Кассельский и с. Париж. Проект получил название «Расскажи мне, улица» рассчитанный на несколько лет. Подобный проект по с. Фершампенуаз был реализован краеведческим отделом центральной районной библиотеки. В настоящее время в работе музеев распространение получили музейные праздники с разнообразной программой. Такие праздники организуются в связи с юбилейными и памятными датами не только государственного, но и местного значения, отмечаются христианские праздники. Данные мероприятия включают выступления самодеятельных коллективов, с непосредственным участием посетителей. Сотрудники проводят творческие встречи, с использованием аудио и видео сопровождения. Здесь звучат нагайбакские песни, пословицы, поговорки, частушки. Дети и взрослые узнают о своих традициях, обрядах и обычаях. Народные календарные праздники приобщают ко многим нравственным и этическим ценностям народа, позволяют детям и взрослым на эмоциональном уровне принять все богатство народной культуры. Кроме того, участие в народных праздниках дает возможность не только узнать какие-то традиции и обычаи и повеселиться, но и раскрыть свои таланты и способности. Все это вместе взятое способствует творческому развитию, как детей, так и взрослых.

Возможности более активной творческой работы дают организуемые при музеях кружки, рассчитанные в первую очередь на детей, а также на людей старшего пенсионного возраста. Так, при музее пос. Кассельский начал свою работу фольклорный коллектив «Ностальгия», который является хорошим подспорьем для сотрудников при проведении мероприятий, направленных на сохранение национальных традиций. С участием коллектива проводятся мастер-классы, фольклорные праздники, посиделки. В этом году в связи с распространением коронавирусной инфекции и переводом учреждений в режим онлайн, стали актуальны и востребованы виртуальные экскурсии, в подготовке и съемке которых активно используется потенциал фольклорного коллектива «Ностальгия».

Музеи Нагайбакского района не раз становились победителями областных и региональных конкурсов и поощрялаись грамотами, дипломами за свою творческую деятельность. В 2006 г. музей с. Париж и картинная галерея с. Фершампенуаз стали золотыми медалистами первого общественного конкурса музеев Большого Урала и Западной Сибири «Евразия-2006» в номинации «Познай свой край» среди ста шестидесяти музеев Большого Урала и Западной Сибири, в 2008 г. музей пос. Кассельский стал обладателем Диплома III степени этого же конкурса в номинации «Сельский музей». В 2012 г. музей с. Париж признан лучшим муниципальным учреждением культуры среди сельских районов Челябинской области. В 2019 г. музей с. Париж стал лауреатом Всероссийского фестиваля музейно-образовательных занятий и музейных уроков «Наследие – детям», организаторами которого стали Министерство культуры Российской Федерации, ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», Детский музейный центр. Из 110 участников фестиваля в числе лауреатов (всего 45 человек) оказалась заведующая музеем с. Париж Арапова Людмила Петровна с музейным занятием «Одежда наших прабабушек. Нагайбакское национальное платье». Людмила Петровна была приглашена на фестиваль и получила право представить презентацию своего занятия.

Музейное дело Нагайбакского района достигло значительного уровня развития, музеи осуществляют свою социальную функцию документирования истории, природы и общества, хранения и трансляции культурного наследия. Вместе с тем, без коренных изменений в социальной и культурной политике на региональном уровне музеям грозит потеря имеющихся позиций в социокультурном пространстве и прозябание. Необходимо коренное изменение в культурной политике по отношению к музеям, полная реконструкция краеведческих музеев именно в части экспозиционной составляющей, чтобы они смогли достойно представлять уникальный в своем роде район, как местному, так и мировому сообществу, и стали не заштатными провинциальными учреждениями культуры, а двигателем научно-культурного развития территории.

Источники и литература

1. Александрова Г. Сохраним для потомков // Всходы. 1995. 5 сентября.

2. Борисов Л. В сельском музее // Всходы. 1992. 10 марта.

3. Герасимова Н.Г. Сохранение историко-культурного наследия нагайбаков в музейной системе Нагайбакского района Челябинской области // Традиционная культура нагайбаков Южного Урала. Казань: Национальная художественная галерея «Хазинэ», 2016.

4. Полякова М.А. Охрана культурного наследия России. М.: ДРОФА, 2005.

5. Сотникова С.И. Музееология. М.: ДРОФА, 2004.

6. Шульгин П.М. Историко-культурное наследие как особый ресурс региона и фактор его социально-экономического развития // Мир России. Т. XIII. 2004. № 2.

Герасимова Надежда Геннадьевна, директор МКУК «Централизованная музейная система» Нагайбакского муниципального района Челябинской области Россия, Челябинская область, с. Париж

Родовое древо. Ыру агачы: сборник краеведческих и этнографических материалов / отв. ред. и сост. Л.А. Мухамадеева. – Казань: Логос-Пресс, 2021. – 188 с.

Фото: музей села Париж

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Комментарии

  • аватар Без имени

    0

    0

    Горжусь родством с Алексеем Михайловичем Маметьевым, он был троюродным братом моего отца, их матери были двоюродными сёстрами по роду Игошевых, одному из самых больших в Фершампенуазе. Действительно, Алексей Михайлович очень много сделал для становления музейного дела в Нагайбакском районе, но считаю главной его заслугой то, что при активном его участии, его настойчивости, была восстановлена историческая справедливость и нашему народу вернули наше исконное название - нагайбаки, которое было отменено Советской властью, и наш самостоятельный этнос был приписан к татарам, появилось несколько версий появления нагайбаков, вплоть до, порой абсурдных,якобы Иван Грозный силком крестил, загоняя нагайками в реку. Но это уже отдельная история. А уникальному, удивительному человеку, выдающемуся нагайбаку, моему родичу Маметьеву Алексею Михайловичу светлая память и Царствие Небесное за его заслуги перед нагайбаками.