Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Праздничная культура фестиваля «Питрау» в Зюри

Питрау изначально появился как престольный праздник села Албаево Мамадышского района Республики Татарстан. Массово его стали праздновать с 1999 года в селе Зюри Мамадышского района Республики Татарстан, в месте компактного проживания кряшен

Во многих кряшенских деревнях есть престольные праздники. Престольный праздник - один из праздников годового календарного цикла, отмечаемый как главный местный праздник в одном или нескольких населенных пунктах, установленный в честь церкви, либо определенный сельскими жителями, связанный с обычаями приема гостей и осознаваемый как праздник данного сообщества местными жителями и их соседями. Это традиция, существующая долгое время. Многие кряшенские деревни с размахом отмечали и продолжают отмечать свои престольные праздники приглашая в гости жителей других деревень. Одним из таких праздников является значимый для народа «общекряшенский» республиканский народный праздник Питрау (Петров день, Петровки). Однако, именно он является примером нового сконструированного праздника. Питрау проводится в ночь с 11 на 12 июля по завершению Петровского поста, в день памяти святых апостолов Петра и Павла. Питрау называют «ночным Сабантуем» - с утра собирают целебные травы и цветы, а во время гуляний вечером выбирают себе женихов и невест.

"У нас есть село Албаево, там престольный праздник - Петров день, вместо Сабантуя праздновали Петров день. Деревня - окраина района. Находили спонсора, всем этот праздник очень нравился. Глава района решил провести большой праздник в своей деревне недалеко от районного центра. Этот праздник разросся в современный Питрау. Сейчас Питрау это уже фестиваль дружбы народов. Сейчас приезжает на него много национальностей' (интервью, мужчина 52 года, с. Дюсьметьево, Мамадышский район).

Питрау изначально появился как престольный праздник села Албаево Мамадышского района Республики Татарстан. Массово его стали праздновать с 1999 года в селе Зюри Мамадышского района Республики Татарстан, в месте компактного проживания кряшен. Праздник в течение нескольких лет приобрел статус общереспубликанского, а в последние годы и всероссийского, и стал восприниматься как общенациональный. Он стал играть еще большую роль в разгар нашумевшей переписи 2002 года, которая стала важным моментом в становлении кряшенского сообщества в период роста самосознания кряшен. Проводился он для того, чтобы с размахом заявить о своей самобытности, продемонстрировать свои отличительные признаки другим этническим сообществам. Это событие воспринималось как возрождение давно забытой традиции. Однако подлинные детали данного праздника ушли с предыдущими поколениями. Современные реконструкции не имеют никакой прочной связи с тем, что фиксировалось раньше. В прошлом не засвидетельствованы такие масштабные празднества со столь многочисленным участием представителей различных деревень и гостей. Статус республиканского общенационального праздника и интерес со стороны властей обусловлен поддержкой со стороны элитных слоев кряшен: общественных деятелей, предпринимателей, представителей местной администрации.

В настоящее же время Питрау носит исключительно светский этнокультурный характер, в ходе него происходит общение между кряшенами различных муниципальных районов республики и других регионов страны. Также праздник способствует активизации контактов на межнациональном уровне и особо важен, так как служит целям укрепления и сохранения этнической идентичности.

Из статьи «Праздничная культура кряшен», К. Ю. Хуснутдиновой, Т. А. Титовой, Е. В. Фроловой

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев