Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Костюмы фольклорного ансамбля как средство самовыражения и концентрированный опыт этноса

Фольклорный ансамбль «Салям» изучает народные песни, занимается восстановлением и пропагандой традиций народной культуры, реконструкцией обычаев и обрядов, освоением архаических пластов татарской культуры, имеющих ограниченную распространенность, в активных, естественных формах бытования

Интерес к фольклору в современном обществе постоянно возрастает, отмечается активное возрождение этнической культуры народов, восстановление национальных традиций, где немаловажную роль играют традиционные национальные украшения и костюмы. Сегодня успех любого сценического выступления зависит не только от мастерства исполнителей, но и от красочности визуального ряда. Поэтому большое значение приобретает художественное решение костюмов. 

Фольклорный ансамбль «Салям» изучает народные песни, занимается восстановлением и пропагандой традиций народной культуры, реконструкцией обычаев и обрядов, освоением архаических пластов татарской культуры, имеющих ограниченную распространенность, в активных, естественных формах бытования. Благодаря большой собирательской работе в репертуаре ансамбля появились уникальные песни: «Ай, Биби», «Май җыры», «Яшьләр җыры»,«Рекрут җыры», «Соравыл көе», «Кунаклар җыры» и др. В результате данных экспедиций появилось много ценных исследований и материалов, опираясь на которые удается решать проблемы изучения и сохранения традиционной народной культуры кряшен. 

В репертуаре ансамбля «Салям» большое место занимают оригинальные произведения фольклора – народные песни татар, собранные в музыкальных экспедициях по районам Республики Татарстан и различным уголкам России.  

Воспитательный потенциал фольклора направлен на формирование уважительного отношения к опыту и мастерству предков, и в итоге – национального самосознания будущих поколений. Ради этого коллектив активно участвует в концертной деятельности и фестивальном движении. Восстановление по достоверным образцам традиционной одежды также является одной из задач фольклорного ансамбля. 

Творческий коллектив принимает участие в проводимых в Казани и районах Республики Татарстан народных праздниках и гуляниях, различных концертных мероприятиях: «Сабантуй» (Праздник плуга), «Каравон», «Питрау» (Петров день), «Җиде йолдыз» (Семь звезд), «Туым җондозы» (Рождественская звезда), «Пыкрау» (Покров – зазимье), «Олы көн» (Пасха), «Май чабу атнасы» (Масленица).  

Праздники и фестивали республиканского, российского и международного уровней, в которых принимает участие фольклорный коллектив, способствуют сохранению и возрождению национальной культуры кряшен, обладают серьезным воспитательным потенциалом. 

Для передачи колорита исполняемых народных песен воссоздается внешнее визуальное соответствие участников фольклорного ансамбля исполняемым произведениям. 

Учитывая фольклорную направленность творчества коллектива, особое внимание художественного руководителя ансамбля «Салям» уделяется профессиональному, грамотному подходу в решении внешней составляющей его участников, воспроизведению аутентичных народных костюмов.  

Костюмы участников фольклорного коллектива являются вариантом праздничного национального костюма кряшен. Этнические костюмы участников ансамбля – это мощный источник эмоционального переживания зрителей, присутствующих на праздниках и фестивалях, ощущения ими причастности к истории своего народа, приобщения к культурно-историческому наследию своих предков. 

Этнический костюм фольклорного коллектива «Салям» существует как вариант современного праздничного костюма представителей этноса. Задачей коллектива является не только сохранение традиций исполнительского искусства, но и передача атмосферы традиционной культуры кряшен, поэтому требование при создании костюмов – добиваться максимальной аутентичности и внешней выразительности. 

Костюмы обладают красотой и благородством цветового решения, богатством ручной декоративной отделки, при этом сохраняя цельность и лаконичность. Это настоящие произведения народного искусства. Силуэтные решения, цветовое звучание и комплектация соответствуют историческому аналогу. Для изготовления костюмов используются натуральные материалы, что придает им аутентичность. 

Составляющими образа, объединяющего костюмы всех исполнителей ансамбля в единый визуальный ряд, могут быть материал, цвет, фактура или украшения (декор). Комплексы одежды кряшенок отличаются головными уборами, а также шейными и нагрудными украшениями. Девичий головной убор кряшенок включает в себя накосник «тезмә» и серьги «алка». 

Украшения являются неотъемлемой частью женского образа: налобная повязка маңгай тәнкәсе (в виде холщовой полоски, сплошь ушитой монетами), нагрудные (тамакса и дәвәт), наручные (перстни, браслеты, кольца), височные – наушники (чигәчә), серьги. 

Для украшений кряшен характерно использование монет. Металлические украшения органически связаны с другими элементами народного костюма, составляют единый стилевой ансамбль одежды и придают ей художественную завершенность и национальный колорит.  

Участники ансамбля «Салям» выступают в аутентичных костюмах и украшениях ручной работы, изготовленных мастером по изготовлению этнических украшений Р.Р. Ахметовым. Украшения являются предметом национальной гордости, отражают индивидуальность народа и характеризуют особенности его культуры. Их эстетическое совершенство связано с глубочайшей символикой, отражающей мировоззренческие представления и идеалы этноса. 

Традиционная культура и фольклор имеют этническую идентичность. Овладеть языком фольклора – значит стать достойным продолжателем опыта наших предков. Трансляция всех богатств нашего наследия новым поколениям означает обеспечение продолжения традиций на века. Только при внимательном подходе к подлинным явлениям фольклора можно их сохранить. 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

1

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев