Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Казанская центральная крещено-татарская школа как форпост интеграции кряшен в общероссийскую цивилизацию.

Школа, построенная на основе оригинальной педагогической системы Н.И.Ильминского, как свидетельствуют документы, призвана была дать воспитанникам широкие религиозные и светские знания в области

Важное значение в духовной жизни любого этноса имеет просвещение. Большую роль в развитии и распространении образования среди кряшен сыграла Казанская центральная крещено-татарская школа, основанная в 1864 году директором Казанской учительской семинарии Николаем Ивановичем Ильминским и кряшеном Василием Тимофеевичем Тимофеевым. Зародышем этой школы можно считать частные уроки, дававшиеся, начиная с января 1863 года, практикантом татарского языка Казанской Духовной Академии Тимофеевым. Василий Тимофеев, старокрещеный татарин из государственных крестьян д.Никифоровой Мамадышского уезда; обучался русской грамоте в школе своего приходского села, а затем два года жил при монастыре. С осени 1863 г. В.Т.Тимофеев стал обучать сына одного из кряшен своей деревни. Вслед за этим мальчиком приехали и другие дети. Обучение их было настолько успешным, что многие кряшены захотели отдать детей учиться. В августе 1864 году Н.И.Ильминский ходатайствовал перед Попечителем Казанского учебного округа об открытии частной школы для первоначального обучения детей кряшен. В архиве сохранился доклад коллежского советника Николая Ильминского Попечителю Казанского учебного округа от 4 августа 1864 г., в котором обращалось внимание на “возникающее стремление к образованию кряшен и совершенный недостаток образовательных средств на месте их жительства”.1)Н.И.Ильминский, осознавая необходимость решения этих проблем, предлагал учредить в Казани школу для первоначального обучения детей кряшен. Предполагалось, что “мальчики будут жить на готовой квартире, которая для них будет нанята на частные средства, но одежда и пищевые материалы будут доставляться родителями, по состоянию каждого”.2)Главным предметом изучения, как считал Н.И.Ильминский, должен стать Закон Божий: молитва, священная история и краткий катехизис, по книгам изложенным на татарском языке, но русскими буквами. И только после этого предполагалось изучение, по мере развития успехов и любознательности учеников, арифметики, черчения фигур, основных понятий географии.

Официальное разрешение об открытии школы для кряшен в городе Казани было дано Попечителем Казанского учебного округа уже в августе 1864 года. В сохранившемся отношении Попечителя округа Директору народных училищ Казанской губернии от 28 августа 1864 г. особо подчеркивалась необходимость ведения преподавания первоначально именно на татарском языке, с постепенным переходом на русский язык. Обязанности по наблюдению за деятельностью школы возлагались на Н.И.Ильминского и бакалавра Казанской духовной академии Е.А.Малова. 3)Составить представление о деятельности и задачах школы помогают документы Национального архива РТ, отложившиеся в фондах Попечителя Казанского учебного округа, Директора народных училищ учебного округа по Казанской губернии, личном фонде Н.И.Ильминского. Сохранился фонд Казанской Центральной крещено-татарской школы. К сожалению, он невелик, - насчитывает 64 единицы хранения за 1869-1918 гг. Впервые документы школы поступили в архив в 1926 году, источник поступления неизвестен. В составе фонда - отчеты о состоянии и деятельности школы, переписка заведующего школой с профессорами Казанского университета. Советом Православного миссионерского общества, купечеством города Казани о пожертвованиях в пользу школы, списки учащихся, ведомости об их успехах и поведении, конспекты пробных уроков, данных учащимися, оканчивающими школу, свидетельства об окончании школы и присвоении званий учителей сельских инородческих начальных училищ для кряшен и др. Казанская крещено-татарская школа сыграла большую роль в развитии образования кряшен, их интеграции в общероссийскую цивилизацию. Школа, построенная на основе оригинальной педагогической системы Н.И.Ильминского, как свидетельствуют документы, призвана была дать воспитанникам широкие религиозные и светские знания в области Закона Божия,русского языка, арифметики, геометрии, физики и естествоведения, истории, географии, славянского языка, чистописания, методики преподавания школьных предметов и дидактики, гигиены и др.4)

Так как большинство учеников поступало в школу, не зная даже азбуки, сначала они обучались по букварю грамоте, разработанной самим Тимофеевым. При этом чтение русских книг всегда сопровождалось устным переводом на родной язык. В этом заключалось характерное отличие системы преподавания в Крещено-татарской школе от существовавших в то время.Н.И.Ильминский считал, что первоначальное образование инородцев на их родном языке есть самый надежный путь к усвоению ими и русского языка и русского образования. 5)Что интересно, необходимость образования осознавалась и самими кряшенами. Маленьких привозили родители, дети постарше приезжали сами. Борьба за умы шла настолько скоро, что дети, проучившиеся несколько лет в медресе, сами просились в школу для крещеных. Один мальчик просил об этом отца, говоря, что шакирды плохо учат. Отец хотел, было отправить его в деревню, но любознательный мальчик настоял на своем. Постепенно популярность Крещено-татарской школы росла. Если в 1863-1864 гг. в школе обучалось всего 3 мальчика, то и 1913 г. - 132 мальчика, 54 девочки, штат учителей насчитывал 22 человека. Всего же в общей сложности с 1863-1913 гг., т.е. только за 50 лет существования школы, в инородческую массу Казанского края влилось 6336 человек, из них почти 4500 юношей и 2000 девушек: 896 из них в Казанском крае, а также среди магометанского населения Сибири и Средней Азии заняли влиятельное положение учителей и учительниц, высоко ценимых местным начальством. Об этом свидетельствуют сохранившиеся в архиве документы. "Окончившие курс в Казанской крещено-татарской школе, - писал в июне 1914 г. инспектор народных училищ 3-го района Семипалатинской области заведующему школой, -являются самыми желательными кандидатами для замещения учительских мест."6)География мест работы выпускников Казанской центральной крещено-татарской школы была широка: Казанская, Уфимская, Вятская, Самарская, Тобольская, Томская, Иркутская и ряд других губерний, Семипалатинская и Акмолинская области, 398 учителей и учительниц, получивших образование в школе с 1863 по 1913 гг., являлись преподавателями инородческих школ в 10 губерниях, двух областях; за тот же период школа дала 167 священников, 30 диаконов и 45 псаломщиков в 11 губерний и 1 область. Большинство священников, получивших образование в Казанской Центральной крещено-татарской школе, продолжало работать именно в Казанской губернии. За время с 1863 по 1913 гг. их количество составило 56. Среди же учителей и учительниц пальма первенства принадлежала Уфимской губернии. В ней преподавали 124 выпускника и выпускницы школы, и только потом шла Казанская губерния - 112 выпускников. Учителя и ученики Казанской крещено-татарской школы открыли в разных инородческих селениях Казанской Епархии до 200 начальных школ.

Большой вклад внесла школа и в распространение современных для того времени знаний о России, ее системе управления, о русском языке. Школа дала 77 названий книг в количестве более 560 тысяч экземпляров. Написанные доступным разговорным татарским языком, книги снискали большую популярность даже в самых отдаленных уголках. Среди них была как литература религиозного содержания, так и русско-татарские словари, стихи на крещено-татарском языке, пособия по борьбе с заразными заболеваниями.Такая разносторонняя деятельность крещено-татарской школы была бы невозможна без получения постоянной благотворительной помощи. В числе жертвователей состояли профессора Казанского университета. Совета Православного миссионерского общества, купечества г.Казани. В архиве сохранилось письмо Казанского купца I гильдии Дмитрия Ивановича Вараксина от сентября 1869 г., о пожертвовании для нужд школы 500 рублей серебром - для устройства больницы при школе. 7)Наиболее нуждающимся выдавались именные стипендии. Так, после смерти Н.И.Ильминского в 1894 г. была учреждена стипендия его имени. Согласно Положению о стипендии Н.И.Ильминского, стипендия назначалась крещеным татарам 12-16 лет, преимущественно новокрещеным. 8)Таким образом, к 1918 г., когда Казанская центральная крещено-татарская школа была преобразована в Кряшенскую учительскую семинарию, школа подошла вполне сформировавшимся образовательным учреждением, внесшим значительный вклад в интеграцию кряшен в общероссийскую цивилизацию.

Примечания:
1) НА РТ, ф.92, оп.1, д.8658, л.21
2) Там же
3) НА РТ, ф.160, оп.1, д.144, л.л.1-2
4) НАРТ,ф..319, оп.1, д.55, л.5
5) НА РТ, ф.968, оп.1, д.192, л.18
6) НА РТ, ф.319, оп.1, д.46, л.40
7) НАРТ, ф.319, оп.1, д.2, л.1
8) НА РТ, ф.92, оп.1, д.19942, л.3О об.

Кузнецова Л.О. Зав. отделом использования и публикации документов НА РТ, кандидат исторических наук

Кряшенская духовная миссия

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев