Изучение истории кряшенских деревень. К постановке проблемы
Состояние большинства кряшенских населенных пунктов очень тяжелое. У кряшен село – основной центр сохранения традиционной этнокультурной идентичности. По наблюдениям этнографов, многие кряшенские деревни, которые еще 10-20 лет назад развивались, в них было много молодежи, сейчас стоят на грани исчезновения
Одной из слабоизученных тем в современной историографии является история кряшенских населенных пунктов. Серьезных научных работ, посвященных кряшенским селениям, отдельным родам, биографиям представителей кряшенской сельской интеллигенции, духовенства и религиозных институтов, крайне мало. В то же время изучение истории отдельных сел и деревень является ключевым фактором в осмыслении исторического прошлого кряшен, учитывая, что в дореволюционный и в советский период кряшенское сообщество имело аграрный характер.
История кряшен имеет вариативный характер. По сути, у каждого кряшенского населенного пункта, сообщества селений, объединенных родовыми (джиенными) связями, отдельных этнотерриториальных групп, своя неповторимая история. Можно назвать массу примеров, когда жители соседних кряшенских деревень имеют существенные различия в этнической истории, традиционной культуре и обрядности, а также народном фольклоре. Это связано с особенностями формирования кряшен, сложными этнокультурными и консолидационными процессами, протекавшими внутри этого сообщества в прошлом. Основополагающим фактором в этом плане может считаться обращение их предков в православие. В условиях, когда конфессиональный статус имел ключевое значение в формировании идентичности народов Среднего Поволжья, а татарское культурно-языковое влияние сохраняло свое доминирующее положение в контактных зонах, в состав кряшен интегрировались различные этнические элементы принимавших крещение, что отразилось на специфике их религиозных представлений и этнической культуры. В частности, в формировании кряшен Кукморского, Сабинского и Тюлячинского районов исключительно важную роль сыграли южные удмурты, Кайбицкого района (молькеевские кряшены) и отдельных селений Чистопольского района – чувашианатри. В Восточном Закамье имеется ряд кряшенских населенных пунктов, основанных крещеными калмыками, выходцами из Средней Азии (кызылбашами) и проч. Таким образом, история кряшен состоит из множества микроисторий – отдельных селений и этнотерриториальных групп. Без акцентирования внимания на этой проблематике невозможно понять и проанализировать сложные процессы складывания кряшенской общности и формирования их самобытной культуры, межэтнические и межкультурное взаимодействие с соседними народами.
В 1990–2000-х гг. в связи с ростом самосознания и поисками основ своей идентичности, среди кряшен отмечается усиление интереса к своему прошлому. В связи со слабым вниманием со стороны представителей научной корпорации к кряшенской проблематике, отсутствием комплексных работ по этой теме, среди кряшен набирает популярность «альтернативные» концепции исторического развития кряшен, в которых научные факты часто подменяются историческими мифами. Надо отметить, что среди кряшенских исследователей-краеведов, занимающихся серьезным изучением своей «малой родины», эти поверхностные концепции не находят поддержки, так как они противоречат как документальным свидетельствам, так и сохранившимся среди самих кряшен историческим преданиям и родословным отдельных семей. В связи с этим встает необходимость объективного, всестороннего изучения этногенеза кряшен, что фактически невозможно без привлечения материалов по истории кряшенских населенных пунктов.
Итак, изучение истории кряшенских селений является актуальной темой и имеет важное значение в воссоздании исторического прошлого представителей этого социума. В этой теме можно вычленить несколько основных направлений, требующих особого внимания:
– Историческая география и топография населенных пунктов;
– История возникновения и социокультурного развия кряшенских селений;
– Быт и социальная организация кряшенских сельских общин;
– Менталитет и народная культура;
– Биографии известных представителей кряшенской интеллигенции, деятелей просвещения, героев военных действий;
– История религиозных институтов: сельских церквей, приходов, конфессиональных школ;
– Современное положение кряшенского села: вопросы развития и сохранения этнокультурной самобытности;
Мы имеем общие представления о формировании кряшен и их историческом развитии, но, когда дело доходит до конкретного рассмотрения истории отдельных населенных пунктов и территориальных групп, возникает масса вопросов, на которые еще нет однозначных ответов. Например, актуальным остается вопрос о времени возникновения тех или иных кряшенских деревень. На основе сохранившихся документов мы можем сделать вывод, что они стали возникать во второй половине XVI в. после обращения предков кряшен в православие. При этом наиболее древние кряшенские селения возникли в ближнем Заказанье – в современном Арском, Атнинском, Лаишевском, Пестречинском и Мамадышском райо нах РТ. В конце XVII–XVIII вв. в связи с созданием Мензелинской засечной черты появляются кряшенские селения в Восточном Закамье, за счет миграции новокрещен из Заказанья и районов Елабуги. Молькеевские кряшены сформировались в XVIII в. за счет обращения местных татар и чувашей в православие. К этому времени большинство селений будущих молькеевских кряшен уже существовало. Неоднозначная картина и с историей возникновения населенных пунктов елабужских кряшен. Надо признать, что в связи со скудостью исторических источников, слабой разработанностью темы, мы не можем однозначно сказать о времени появления предков кряшен на этой территории, четко обозначить этнокультурные компоненты на основе которых сформировалась данная группа. В то же время можно отметить тесную связь селений елабужских кряшен с историей кряшен Заказанья. В частности, сохранившиеся предания и родословные свидетельствуют о родовых связях жителей дер. Шурняк с жителями с. Апазова, Сардабаш, Нижний Азяк современного Арского района РТ. Схожая ситуация и с историей кряшенских селений Западного Предкамья.
В дореволюционный период у кряшен сложилась разветвленная сеть православных религиозных институтов. Первые приходы в кряшенских селениях начали открываться еще во второй половине XVI в. В пореформенный период, благодаря деятельности православных миссионеров, практически во всех крупных кряшенских деревнях были построены церкви, функционировали конфессиональные школы, дававшие ученикам начальное образование на родном татарском языке. В начале ХХ в. в современном Мамадышском районе открываются первые кряшенские монастыри. В годы советской власти большинство этих культовых и религиозно-просветительских учреждений были разрушены или перепрофилированы.
Большинство из них не восстановлены по сей день. Воссоздание их истории является важным фактором возрождения религиознонравственных основ жизни кряшенского общества. Отдельно надо сказать об изучении биографий представителей кряшенской сель ской интеллигенции дореволюционного периода. Во второй половине XIX – начале ХХ в. благодаря развитию конфессионального образования появляется большое количество кряшенских учителей и представителей духовного сословия. Их численность выросла настолько, что они наряду с кряшенскими селениями начинают назначаться в чувашские, марийские и удмуртские села, а также в
Нижнее Поволжье и Западную Сибирь. Наряду с пасторской и образовательной деятельностью среди сельского населения, кряшенская элита активно участвовала в развитии культуры и просвещения своих соплеменников. В числе кряшенских священников есть известные поэты, писатели, драматурги, такие, например, как первый кряшенский поэт Яков Емельянов, поэт и писатель Давид Григорьев-Саврушевский. К сожалению, биографии представителей кряшенской интеллигенции еще слабо изучены. Достаточно сказать, что до сих пор нет специального исследования, посвященного жизненному пути наиболее известного кряшенского просветителя, одного из создателей первого татарского кириллического алфавита, основателя и директора Казанской центральной крещено-татарской школы (КЦКТШ) В.В. Тимофеева. Схожая ситуация с изучением биографий военных деятелей кряшенского происхождения. Нам хорошо известны жизнь и военные подвиги Д.М. Карбышева, П.М. Гаврилова, Г. Булатова, но мы довольно слабо знакомы с биографиями других известных кряшенских военных деятелей ВОВ, таких как Е. Бибков, Ф. Баталов, С. Тапиков и др.
Внимание заслуживает проблема современного положения кряшенских деревень. Состояние большинства кряшенских населенных пунктов очень тяжелое. У кряшен село – основной центр сохранения традиционной этнокультурной идентичности. По наблюдениям этнографов, многие кряшенские деревни, которые еще 10-20 лет назад развивались, в них было много молодежи, сейчас стоят на грани исчезновения. Исчезновение каждой деревни означает безвозвратную утерю важного пласта кряшенской и татарской традиционной культуры в целом. При этом, в настоящее время мы не имеем даже общей картины о численности кряшенского сельского населения, количества кряшенских деревень и их демографического положения. В связи с этим, требуется внимание к этой проблеме, как на уровне краеведения, так и академической науки – истории, демографии и социологии.
Таким образом, можно отметить, что история кряшенских селений является важной, но довольно слабо разработанной темой. Значительные сложности и проблемы, стоящие перед исследователями занимающихся этим вопросом, требуют дальнейшей разработки методической базы и репрезентации исторических источников.
Исхаков Радик Равильевич, доктор исторических наук, старший научный сотрудник,
Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан
Из книги "Родовое древо. Ыру агачы: сборник краеведческих и этнографических", 2021 год
Фото: pixabay.com
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев