История деревни Поповка
Деревня Поповка Заинского района была основана татарами-мусульманами и кряшенами. Люди переселялись в эту деревню из различных близлежащих населённых пунктов таких , как Нижний Багряж, Сарсаз-Багряж, Ашыт, Пусташит (Бисту башы), Кадырово и Пенячи
Среди красивейших лесов и бесконечного, поражающего своей необъятностью поля, располагается деревня Поповка. Однако в начале XX века территория современной Поповки выглядела совсем иначе. Окрестности эти были покрыты лесом, который предстояло вырубить первым поселенцам. Деревья срубали, корни обрезали и при помощи двух лошадей выкорчёвывали из земли, после чего обрабатывали землю, вспахивая плугом. Уже через 5–6 лет здесь насчитывалось 47 крестьянских хозяйств, а общая площадь их земель, согласно “Подворной переписи крестьянского хозяйства Уфимской губернии” 1913 года, составляла уже более 700 казённых десятин /2/.
Причина переселения многих крестьян в то время заключалась в нехватке земли на прежних местах поселения. К примеру, в 1905 году у бывших государственных крестьян надел на двор в среднем составлял 12,5, а у бывших помещичьих и вовсе – 6,7 десятин земли. Крестьянская семья из 5–6 человек зачастую не могла прокормиться с такого надела. Нужно было ещё земли, но крестьяне не имели права дарить, продавать, а значит, и покупать землю. К тому же, чересполосица доставляла неудобство в обработке земли и сборе урожая. Изменения в земельном вопросе произошли благодаря аграрной реформе П. А. Столыпина (1906–1917), когда крестьянство освободилось от недоимок прошлых лет и получило право выхода из общины с закреплением надельной земли в личную собственность. Правительство разрешило куплю-продажу наделов, что способствовало выходу бедноты из деревни и добровольному переселению крестьян ближе к своим наделам.
Банковские имения ликвидировали, разделяя на хуторские участки, а там, где почвенные, топографические и обводнительные условия не допускали возможности устройства хуторов, приходилось ограничиваться отрубными посёлками и отрубами без выселения. Причём прежние большие селения на этих имениях явились покупщиками разделённых земельных участков. В осуществлении купли-продажи земли значительной была деятельность “Крестьянского поземельного банка”, выдававшего крестьянам на покупку земель ссуду под 7,5–8,5 % годовых. Средняя цена земельного участка за одну десятину по посреднической сделке в 1907 году составляла 90, в 1908 – 74, в 1909 – 62, а в 1910 – 79 рублей. В большинстве своём земли покупались товарищескими и единоличными хозяйствами, в меньшей степени – общественными. В результате этих преобразований возникли новые населённые пункты, в том числе и деревня Поповка /3/.
Современная Поповка /4/ была образована из двух деревень: Мэткэ башы и Яна авыл, татарами-мусульманами и кряшенами соответственно. Первым поселенцем (1906) в окрестности был лесник Каримуллин Калий. Дом его располагался на том месте, где позже жители деревень стали добывать камни для строительства амбаров. После того как в 1907 году непосредственно на территории Мэткэ башы поселились четыре семьи – Гайфуллы Гайфуллина, Папуллы, Гилязия (Гэйлэжи) и Минникуна (Миннеханов) – Калий переселился вместе со своей семьёй в Мэткэ башы.
Г. Т. Григорьев рассказывал, что “первые люди, которые пришли на территорию Мэткэ башы, были царскими служилыми людьми, отслужившими 8 лет в армии. Они пришли из деревни Ашыт (Куш-Елга) и купили здесь немалые наделы… Люди покупали здесь столько земли, сколько могли купить. Срок расплаты за купленную землю был установлен в 10 лет”. Согласно “Подворной переписи…” к 1913 году землевладение жителей Мэткэ башы составляло 85 казённых десятин, причём земля эта была куплена товариществом из семи хозяйств.
На территорию Яна авыл люди переселялись из таких деревень, как Нижний Багряж, Сарсаз-Багряж, Ашыт, Пусташит (Бисту башы), Кадырово и Пенячи, но больше всего – из Среднего Багряжа /5/. Основателем (1908) Яна авыл считается Долгов (Катаев) /6/ Иван из Нижнего Багряжа. Скорее всего, вместе с ним, а, может быть, и чуть позже, сюда же переселились Митрофанов Анисим Трофимович (д. Кадырово) и Князев Никита Фомич (д. Ахметьево). А уже после них, но в том же 1908 году, здесь обосновались со своими семьями четыре брата Глуховых – Михаил, Григорий (мой прадедушка), Павел и Семён Андреевичи – из Среднего Багряжа, а так же ещё пять братьев Глуховых (Алексей, Егор, Василий, Терентий и Иван), но уже Абрамовичи.
Известен документ от 14 октября 1908 года, согласно которому в 1907 году 25 домохозяев (см. список 1) из разных деревень объединились в Поповское товарищество и взяли ссуду в Уфимском отделении Крестьянского Поземельного Банка на приобретение земли в Заинской волости Мензелинского уезда. Разрешалось покупать землю не более 30 десятин на двор из расчёта 9 десятин на душу мужского пола.
Согласно документу Уфимской Губернской Земской Управы от 10 января 1915 года об изменении в поселённом составе, по постановлению Губернского присутствия от 8, 13 и 20 декабря 1914 года из земельных товариществ образованы Матькобашевское селение в составе 7 домохозяйств (Ахметьевская волость Мензелинского уезда) и Большая-Поповка в составе 46 домохозяйств (Заинская волость Мензелинского уезда).
Первым делом территорию разделяли на участки и распределяли по жребию между, теперь уже, односельчанами. Поначалу люди жили в землянках и полуземлянках. Землянка представляла собой углублённое в землю прямоугольное или округлое жилище, с перекрытием из жердей или брёвен, которое засыпалось землёй. Полуземлянки отличались только тем, что большая часть их бревенчатого сруба возвышалась над землёй. Внутри обычно находился очаг, а вдоль стен – нары.
Жители деревень Мэткэ башы и Большая Поповка занимались сельским хозяйством, скотоводством /7/ и пчеловодством. У большинства оставалась трёхпольная система, однако переходили и к многопольной. Выращивали в основном рожь, овёс и полбу, в гораздо меньшей степени – просо, горох, гречиху, пшеницу и картофель. Наиболее сильные хозяйства брали землю в аренду, в основном краткосрочно, на один посев, размер которой составлял в Мензелинском уезде 15,9–18,2 рублей за одну десятину земли под пар; 11,3–12,61 – под яровые; 9,32–10,1 – за сенокос поемных луг; 9,67-10,9 – за сенокос суходольных луг. В 1910 году, например, при урожае ржи в 55 пудов с казённой десятины, пшеницы – 40, гречихи – 17, рожь стояла 45, пшеница – 65, гречиха – 55 копеек за пуд.
Разводили лошадей, коров, свиней, коз, овец и кур. Однако в то время скотина в большинстве своём была беспородной, с низкой продуктивностью. Удой коров составлял в среднем 900–1000 кг, настриг шерсти с овец – около 2 кг, яйценосность кур – 40–50 яиц в год. Коровы весили в среднем не более 300 кг, овцы были главным образом грубошёрстными, а свиньи – малопродуктивными, позднеспелыми.
И без того тяжёлое положение крестьян усугублялось стихийными бедствиями (эпидемии, засухи, пожары…). Неурожаи повторялись через каждые 3–4 года. Особенно неурожайным оказался 1911 год. Некоторым жителям, чтобы прокормиться, приходилось наниматься на полевые работы к помещикам Стафею и Федоту, земли которых граничили с Мэткэ башы и Большая Поповка.
Часть крестьян даже в таких трудных условиях с годами сумели нажить состояние. В годы советской власти их стали называть кулаками и в ходе развёртывания сплошной коллективизации сельского хозяйства подвергли раскулачиванию. Согласно постановлениям ЦК ВКП (б) от 30 января 1930 года, ЦИК и СНК СССР от 1 января и 4 февраля 1930 года в районах сплошной кол-лективизации был отменён закон об аренде земли и применении наёмного труда, разрешалась конфискация имущества кулаков и их выселение. Некоторые кулаки “самораскулачивались”, ликвидируя хозяйства и переселяясь в города или в другие районы, остальные подлежали выселению. Большинство кулаков были расселены в пределах тех же районов, а впоследствии приняты на работу в колхозы и совхозы. Семьи наиболее крупных кулаков были высланы в отдалённые районы.
Раскулачивание затронуло и семьи Поповки. Осенью 1931 года были раскулачены и отправлены в посёлок Бумажный Комбинат семьи Глуховых Семёна Андреевича и Георгия Абрамовича. Сын раскулаченного С. А. Глухова, Иван Семёнович Глухов (см. фото), так рассказывает об этих событиях: “раскулачили моих родителей якобы из-за владения 10 лошадьми, 12 коровами, аренды 40 десятин земли и найма 40 рабочих, а в хозяйстве-то была одна лошадь, да иногда корова. Ночью забрали отца, а утром забрали и мать вместе с тремя детьми (меня, Егора и Феодосию), оставив в деревне мою сестру Марфу, так как она была больна тифом и находилась без сознания. Отправили нас в Елабугу, где в какой-то церкви собрали семьи “кулаков”, а ночью отправили в посёлок Бумажный Комбинат. На родине нас называли “кулаками”, а там, чтобы можно было прижиться, встречали как спецпереселенцев. В 1933 году от дизентерии умер отец, и мы остались без кормильца. Мать выхлопотала разрешение вернуться в Поповку, в надежде хоть как-нибудь прокормить детей в родной деревне”.
Восстанавливать своё хозяйство раскулаченным семьям было нелегко, ведь сразу после переселения их подворье передавали другим людям, а всё конфискованное имущество продавалось односельчанам или же передавалось в неделимые фонды колхозов.
Запомнился и неурожайный 1934 год, который стали называть “Бакалы ел”. Дело в том, что в этот год население Поповки и ближайших деревень было вынуждено ехать на заработки /8/ в посёлок Бакалы (Республика Башкортостан), где урожай зерно вых оказался высоким. Получая за работу зерно, люди грузили его на маленькую телегу, прозванную в народе “Уф, Алла”, и, вытягивая на своих плечах, везли за сотни километров до своего дома. Лошадей в личных целях не использовали, так как они были собственностью колхоза, да и такой засухи скотина просто не выдерживала, особенно лошади и коровы; в хозяйстве обычно держали коз, для которых требовалось меньше корма.
Во время затяжной засухи, чтобы задобрить Господа Бога и попросить у него спасительного дождя, жители Поповки совершали обряд приготовления угощения “Карга боткасы” (“Воронья каша”). Для его приготовления со всей деревни собирали продукты: крупу, яйца, лук, соль, масло, молоко… Определённого рецепта такого блюда не было, но самое главное то, что готовили его в большом котле на лугу, около речки для всех жителей деревни. Ближе к обеду, когда каша была уже готова, здесь собирались односельчане, принося с собой посуду. Помимо еды, всех, кто даже проходил мимо по своим делам, ожидало не только угощение кашей, но и обливание водой из речки. Веселье это могло продолжаться до самого вечера. Удивительно, но после угощения такой кашей обязательно шёл дождь.
Так, преодолевая трудности, жители Поповки обживались на новом месте. Деревня разрасталась, появлялись очертания улиц, за каждой из которой среди жителей деревни закрепилось название. Самая большая улица Поповки “Олы урам” располагается перпендикулярно речке Мэткэ. От середины по правой стороне этой улицы, по ходу движения к речке Мэткэ, берёт начало “Чиркэу урамы”, которая идёт мимо здания бывшей церкви, в сторону православного кладбища. Другая улица, ведущая к мусульманскому кладбищу, называется “Аржак” /9/ (“Аргы як”, “Ар як”), что в переводе с татарского языка означает “дальняя сторона”, видимо, относительно основного въезда в Поповку. Улица, соединяющая Аржак и Олы урам, получила название “Тубэн оч урамы” (“нижняя улица”), так как по уровню своего расположения находится ниже остальных. Улицы “Олы урам” и “Чиркэу урамы” располагаются на территории бывшей деревни Яна авыл, а “Аржак” и “Тубэн оч урамы” – деревни Мэткэ башы.
_________________________
1 Стихотворение написано моей мамой (см. фото).
2 1 десятина = 1,09 га.
3 Возможно, территория Поповки до образования деревни принадлежала помещику Стафею, а после его банкротства земля эта была продана крестьянам близлежащих деревень.
4 Поповка – деревня Заинского района, расположена в 4,5 км от автодоро-ги Заинск–Сарманово, в 14 км от железнодорожной станции Заинск.
5 Средний Багряж – село Заинского района, основано в конце XVII – начале XVIII веков. Находится на автомобильной дороге Заинск–Сарманово, в 18 км к востоку от железнодорожной станции Заинск. В 1992 году в Среднем Багряже насчитывалось 203 жителя.
6 По словам Н. В. Маклаковой, Поповка была основана Михаилом и Ива-ном Катаевыми в 1904 году, а одними из первых поселенцев она называет Глуховых Ивана, Алексея, Егора, Терентия и Василия Абрамовичей.
7 Выгон и сенокос осуществлялся на общей территории возможно даже вместе с жителями Среднего Багряжа, так как Большая Поповка была приписана к Средне-Багряжскому сельскому обществу.
8 Отправляться на заработки в дальнюю дорогу было небезопасным занятием, ведь даже в округе совершались грабежи и убийства. В 1935 году житель деревни Суык-Су, возвращаясь домой с Заинского базара после продажи мелкого товара, шёл короткой дорогой через лес. По дороге его убили, ограбили и подбросили на просеку близ Поповки. Спустя некоторое время, по той самой просеке шёл за лыком для плетения лаптей Долгов Куприян Афанасьевич (1906 года рождения) и нашёл продавца убитым. С тех пор эта просека, проходящая на горе мимо Поповки и выходящая между деревнями Ашыт и Ахметьево (Эхмэт), имеет своё печальное название “Татар улгэн пручик” (“просека, где умер татарин”).
9 Слово “Аржак” имеет и другой смысл – заовражье. Действительно, улицы Аржак и Олы урам разделяются оврагом.
Из книги Владимира Васильева "История деревни Поповка"
Фото: Сергей Сызранский
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев