Гусли кряшен: финно-угорские корни, магия ели и охотничий лук
Традиция играть на гуслях сохранилась до нашего времени в кряшенских деревнях Арского (Сердебаш) и Балтасинского (Субаш) районов РТ
Центры в Арском и Балтасинском районах
Традиция играть на гуслях до нашего времени осталось только у кряшен. Одно из самых интересных сел в Татарстане, где сохранилось живое творческое искусство игры на гуслях – это деревня Верхний Субаш в Балтасинском районе. До сих пор в этой деревни существуют и передаются из поколения в поколение методы и традиции игры на гуслях. Это настоящее чудо для нашего 21-го века, словно человек на машине времени погружается в другие эпохи и слушает музыку прошлых веков.
Также древняя традиция сохранилась в селе Сердебаш Арского района РТ, в советское время там был даже коллектив из тридцати гусляров, который иногда гастролировал по республике.
Еще в 60-х годах гусли сохранялись в кряшенских селениях Мамадышского района РТ, но в настоящее время полностью исчезли.
Сегодня носителями этой древней музыкальной культуры является очень узкий круг людей – около 20 человек.
Финно-угорские корни инструмента
Откуда же появились гусли у кряшен? Есть мнения, что они возникли у тюркоязычных племен в самые стародавние времена от русского народа. Действительно, традиция играть на этих инструментах была зафиксирована более всего у кряшен (реже у нагайбаков).
Примечательно, что игра на гуслях чаще всего встречается в северных «лесных» районах Татарстана. Во-первых, для изготовления гуслей нужна специальная древесина. Во-вторых, это территория недавнего проживания финно-угорских народов: удмуртов и марийцев.
Аналогично у древних славян – гусли были распространены именно в северных областях: Великий Новгород, Псков, Вологда – именно в тех регионах, где обитали финно-угорские племена (чудь, карела, ижора, вепсы, меря и другие). При этом история возникновения и развития этого музыкального инструмента у финно-угров крайне туманна и до конца не изучена. Многие финские племена уже давно исчезли или ассимилировались со славянскими и тюркскими народами, и не оставили после себя каких-либо письменных свидетельств о своей материальной или духовной культуре. Однако гусли или прародитель этого музыкального инструмента вполне мог появиться вначале именно у северных финских племен, а потом эта традиция была принята уже славянскими племенами и русским народом.
Охотничий лук
Считается, что прообразом гуслей являлся лук (охотничий или боевой), а тетива, которая была натянута на согнутом дереве (луковище или рукояти) являлась прообразом первой струны, которая пела при каждом выстреле из лука.
Само название «гусли» - все же славянское, и происходит от таких старинных слов: гусла (струна), гудеть, гудок. Производное название у татар и мари «кюсле» явно возникло от видоизмененного слова «гусли». Заметим, что очень популярна игра на гуслях в Горномарийском районе Марий Эл – тут есть несколько музыкальных гусельных коллективов, которые пользуются большим успехом в республике и за её пределами.
Магия еловой древесины
Также интерес представляет материал, из которого изготавливают гусли. Такая традиция есть не только у кряшен, но и у марийцев. Гусли обычно делались из еловых пород (и очень редко из липы или разновидности клена - явора). При этом наиболее значимой частью музыкального инструмента считалась именно верхняя дека резонаторного ящика (короба). Эту часть резонатора старались изготавливать из того елового дерева, куда однажды попала молния. Древние мари и кряшены (а может быть, и удмурты) полагали, что тогда еловая древесина приобретает особенные магические свойства, это очень сильно влияет на звучность гуслей и на способность этого инструмента влиять на слушателей.
Мало кто знает, что в древности священные обряды и моления в марийских кюсото проводились в сопровождении некоторых музыкальных инструментов, это были как щипковые, так и духовые инструменты, также могли использоваться ударные инструменты. Финно-угры мистически считали, что звук некоторых инструментов (и гуслей) мог отгонять злых духов и привлекать добрых и нужных богов и духов.
Возрождение
В настоящее время «народных» гусляров буквально не более десяти человек, но есть планы преподавания игры на гуслях в музыкальных школах, участие гусляров в фольклорных фестивалях.
Например, Государственный фольклорный ансамбль кряшен «Бермянчек» ввел в репертуар номера с гуслями. В музыкальной школе города Арска в учебную программу уже включены курсы изучения игры на гуслях.
Чтобы продлить жизнь народной музыкальной традиции и спасти ее от полного исчезновения, необходима целенаправленная совместная работа при многообразной государственной поддержке (хотя бы на уровне республики Татарстан для отдельных районов). Обучение игре на гуслях, как и на других традиционных инструментах, должно осуществляться на всех этапах образовательного процесса в музыкальных школах и консерваториях. Необходимо также наладить качественное производство доступных инструментов для музыкантов.
Использованы материалы из статьи и фото Эльмиры Каюмовой. «Музыкальное искусство татарского народа. Народные инструменты». Татарская энциклопедия.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев