Гусельные традиции кряшен левобережного Прикамья
В устной памяти всех подгрупп прикамских кряшен гусли сохраняют прочное положение, но оно имеет тенденцию к снижению и полному забвению, ибо память сохраняется до того времени, пока еще живы люди, помнящие о конкретных музыкальных исполнителях-гуслярах конкретного села
Бурды. В памяти старожилов этого села сохраняется имя певца и музыканта Солтана Пилипа (Султанов Филипп, 1870–1950). Он играл на старинных гуслях не только во время праздников традиционного цикла, но принимал активное участие и в концертах художественной самодеятельности вплоть до 1950-х гг.
Тонгузино. В этом селе гусельное искусство связано с памятью о мастере-изготовителе и исполнителе на гуслях, которого звали Ничти Прул (Нестеров Фрол, 1885–1955), он прекрасно исполнял как традиционные кряшенские напевы гостевого цикла, так и популярные татарские лирические песни. Его гусли имели металлические струны.
Ахметьево. Легендарным гусляром, оставшимся в памяти жителей села, стал доживший до 96 лет Бухаров Емельян (1840–1935), 28 после которого в селе уже никто не играл на гуслях.
Сарсаз Багряж. В этой старинной деревне традиции игры на гуслях прочно удерживались до начала 1950-х гг. Славился изготовлением гуслей мастер Ынтун Гөргөрөй (Антонов Григорий). Особо интересны воспоминания ныне здравствующего гусляра Петрова Михаила Ильича (1930 г.р.), который проживает ныне в с. Бишево Заинского района, гуслей у него сейчас нет. Еще в годы войны 1941–1945 гг. гусли в кряшенских деревнях района занимали прочное положение, и вечерние игры, традиционные праздники не обходились без гуслей, на которых играли не только старики, но и молодые люди. М.И. Петров, будучи школьником, участвовал в районных олимпиадах сельской самодеятельности как исполнитель на гуслях. Он был постоянным участником молодежных игрищ, на которых, помимо гуслей, использовались скрипка (кубыз), самодельная балалайка (думбыра), курай. Эти инструменты нередко составляли небольшой ансамбль традиционных инструментов. М.И. Петров научился играть на гуслях у своего отца Ильи Гордеевича (Гүрдей Илҗә, 1890–1950). Его отец исполнял на вышеупомянутых инструментах не только песенные напевы, но и специфически инструментальные, звукоподражательные напевы. Особой популярностью у слушателей пользовалось произведение «Аккош бала чыгарган көй» («Наигрыш о том, как лебедь выводит птенцов»).
Другой инструментальный наигрыш назывался «Гайым-гайым». Мы полагаем, им мог быть адаптированный к кряшенскому инструментальному стилю и пентатонному ладовому содержанию напев популярной русской песни «Ой за гаем».
Верхний Багряж. По имеющимся сведениям, в этом селе еще в начале века признанным гусляром и наставником молодых музыкантов был Аксак Спиркә (Аксаков Спиридон), который сам изготавливал гусли, думбыра, смычковый кубыз.
Новые Балыклы. До 1950-х гг. здесь, как и во многих кряшенских селах Бакалинского района (Западной Башкирии), сохранялись традиции игры на гуслях. Исполнялись звукоподражательные наигрыши на скрипке (кубыз), нугай курае, балалайке (думбыра), а также на гуслях. По сведениям народного музыканта кряшенского села Новые Балыклы, которого звали Сивалад агай (Топорков Всеволод Гаврилович, 1912 г.р.), особо популярным здесь было исполнение наигрыша «Казан алынган көй» («Наигрыш о взятии Казани»). Он же пояснил, что этот напев позже стали распевать на новый текст, посвященный теме событий, происходивших вокруг города Порт-Артур в начале ХХ в., и дали ему новое название – «Баит о Порт-Артуре».
Из статьи Геннадия Макарова "Традиционная музыкально-инструментальная культура"
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев