Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Феномен «нового» родства: күрше и ахирәт

К новому родству у нагайбаков относятся понятия күрше и ахирәт — это единственные не кровные родственники, которые участвуют в закрытых делах туган ру

К свойствам родства относится возможность объединять изначально неродственные группы. К примеру, «новое родство» у хантов возникло через воссоединение различных групп по общности проживания, культа, ясака. К новому родству у нагайбаков относятся понятия күрше и ахирәт — это единственные не кровные родственники, которые участвуют в закрытых делах туган ру.

Издавна нагайбаки были оседлыми земледельцами-казаками, поэтому люди, проживавшие рядом с ними в соседних домах, играли большую роль в их хозяйстве и жизни. Обычно у нагайбака есть күрше (сосед), с которым поддерживаются тесные взаимоотношения; күрше может проживать совсем рядом, либо через несколько домов. Чаще всего соседи не приходятся друг другу родственниками или являются дальней родней. Если рядом проживает близкий родственник, он попадает в категорию не соседства, а туган ру. Значимость соседей демонстрирует нагайбакский фольклор: өй сатып алганчы — башта күршенңе сатып ал («Прежде чем покупать дом — купи соседа»).

Нагайбаки признают близость с соседями. По мнению Валентины Минеевой, «сосед может быть ближе родни, потому что живет близко к тебе». Некоторые рассказывают, что для них «сосед лучше родни». Общение между соседями ориентировано на долговечность и прочность отношений, «плохим соседством» называют ситуацию частой смены соседей. Чтобы подчеркнуть роль своего күрше, местная жительница отнесла его не к карендәш (расширенное родство), а к туган (кровное родство). В одном из разговоров Евдокия Байкина заявила своей соседке Зинаиде: «Да какая ты мне соседка, ты мне сестра родная!» По словам Тамары Бургучевой, она «роднится» со всеми соседями: они общаются, ходят в гости, приглашают друг друга на праздники, поминки и др. К Ларисе Араповой соседи заходят чаще родни, присутствуют на всех семейных, в том числе закрытых, застольях и праздниках. Разобщенность между соседями считается по меньшей мере отклонением в нагайбакском сообществе, а в ряде случаев — бедой.

Принято, что соседи наравне с близкими родственниками участвуют в өмə, часто между соседями даже больше обязательств помогать друг другу, чем между кровной родней. Это своего рода «священный долг» — когда нагайбаки собирают «помощь», в первую очередь рассчитывают на соседей. Одновременно сосед считается главным действующим лицом в конкуренции среди нагайбаков.

Другой вид нового родства — ахирәт. Согласно татарскорусскому словарю, это слово означает: 1. Загробный мир; 2. Приятельница, подруга. Сегодня среди татароязычного населения ахирәт преимущественно используется в обозначении внеземной жизни, например, пословица дөнья эшен ахирәткә калдырма переводится «Не оставляй мирские дела на тот свет». В прошлом среди татарских девушек существовал обычай дружбы ахирәтлек, означающий дружбу не только в земном, но и в загробном мире. На сегодняшний день у нагайбаков ахирәт является духовным побратимством — считается, что они скрепляют себя родством не только при жизни, но и после смерти.

Согласно сведениям начала XX в., у нагайбаков понятие ахирәт появилось только после их переселения. Очевидец писал, что еще на старых землях в «Уфимской провинции… (нагайбакам. — С. Б.) была внушена необходимость для христианина исповеди», которая проводилась на их языке. Сразу после поселения на Новой линии нагайбакам были предоставлены русскоязычные священники, которые относились к исповеди инородцев формально. В конце концов «нагайбачки на новом месте, имея потребность, вошедшую уже в привычку, очистить совесть, ограничивались тем, что исповедовались друг у друга». Такой вид взаимодействия назывался «ахирят»:

Женщина, желающая исповедоваться, избирала себе более благонадежную подругу и открывала ей в беседе всю свою душу, и та делала то же. Именуя друг дружку словом «ахирят», нагайбачки тем выражали, чтобы тайны, открываемые друг дружке, хранились до загробной жизни, т. е. до смерти. 

Автор уточняет, что к началу XX в. «ахирят» из первоначального значения исповеди трансформировалось в «совершенно другое: с кем более откровеннее побеседуют или, вернее, посплетничают, те женщины-нагайбачки именуются “ахирят”». В дальнейшем обычай ахирәт распространился и на мужчин — считалось, что необходимо «общаться» и «родниться» семейным парам. Обычно муж и жена имели подобную пару ахирәт. Если у пары были дети, то они называли старших ахирәт агай (дядя ахирәт) и ахирәттой и «с ними роднились даже после смерти родителей». К такому родству относятся с долей святости — считается, что ахирәт нельзя друг с другом ссориться. Люди, которые потеряли или периодически теряют душевную близость со своим ахирәт, порицаются в обществе и считаются «ненастоящими» ахирәт.

В прошлом существовал обряд принятия побратимства ахирәт: для этого пары по очереди приходили друг к другу в гости, а затем объявляли родне, что намерены стать ахирәт, на что те должны были дать свое согласие, т. е. принять в свое родство. С. И. Вдовина описала обычай таким образом:

На каком-то из больших праздников очень близкие, прошедшие через большие жизненные пути-дороги плечо к плечу, не предавшие друг друга ни при каких обстоятельствах и только после того, когда дети выросли и определились, свив свои гнезда, тогда старики назначали ахирәт. 

Обряд сопровождался обменом подарками, обычно это была одежда: женщинам дарили платье, мужчинам — сорочку. В этом смысле дарообмен выглядит скрепляющим родство обрядом — подарки в виде одежды обозначали долговечность. По отзывам Валентины Минеевой, ахирәт вряд ли можно отнести к туган или карендәш — «скорее всего, это что-то третье». Ахирәт общаются друг с другом как обычные родственники — роднятся, ходят друг к другу в гости, участвуют в «помощи». Если в прошлом отношения ахирәт ограничивались кругом нагайбаков, то постепенно границы расширились. По сообщению кассельской нагайбачки, у ее бабушки ахирәт «была казашкой».

Күрше и ахирәт выполняют определенную роль в этничности: с одной стороны, их «долг» состоит во взаимопомощи, с другой стороны, им дана возможность участвовать в ритуальном родстве. Чтобы стать ахирәт, необходимо пройти через определенный ритуал, который скрепляет родством навсегда — при жизни и после смерти. Напротив, соседи не имеют «официальной» позиции родства, при смене места жительства близкие отношения со старыми соседями теряются и замещаются новыми.

Белоруссова С. Ю. Нагайбаки: динамика этничности. — Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2019. — 424 с.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев