Что в имени твоем, Чабья?
Деревня Чабья впервые упоминается в документах 17 века. Несомненно, она имеет богатое историческое прошлое. А ее название до сих пор вызывает споры у ученых
При строительстве Нижнекамска деревня вошла в состав города, а ее жители расселены. Однако они до сих пор трепетно хранят воспоминания о родной деревне, где прошло их беззаботное детство.
Канули в Лету
По сведениям Нижнекамского Этнографического общества кряшен, за последние двадцать лет ряд кряшенских деревень Нижнекамского района прекратили свое существование – Чабья, Ахтуба, Соболеково, Алань, Сосновка, Выпорожный Ключ, Пробуждение, Майский, Володарский, Николаевка. Чабья и Ахтуба. Они канули в Лету при возведении города «нефтехимиков». Масштабное строительство, развернувшееся в 60-е годы на левом берегу Нижней Камы, в молодых, энергичных людях, приехавших из разных уголков страны, пробуждал энтузиазм, а в жителях деревень, чьи дома необходимо было снести, – грусть. С ростом города исчезала целая деревня, отчий дом, родной уголок, где были проведены годы беззаботного детства чабьинцев, соболековцев, ахтубинцев…
Сегодня память об этих деревнях хранят названия улиц Нижнекамска – Ахтубинская, Чабьинская. В Ахтубе есть всего одна улица. А вот от Чабьи, находившейся в одном-двух километрах от Ахтубы, осталось лишь заросшее кладбище.
«Воршуд» или «пшеница»?
Трактовка названия деревни Чабья вызывает споры у ученых. Доподлинно неизвестно, имеет ли ойконим отношение к удмуртскому слову «чабей» – пшеница – или восходит к воршуду (родовому имени удмуртов) – «Чабья».
Представители древнего удмуртского рода были расселены на огромной территории. Ее следы, как пишет Михаил Атаманов, были выявлены в 91 населенном пункте Удмуртской Республики и за ее пределами. У воршуда известны два центра расселения – Арская земля и бассейн реки Чепцы. Арами удмуртов называли татары.
Исследователь предполагает, что название удмуртского воршудно-родового имени сохранилось в топонимах на территории бывшего Арского княжества – Новая Чабья в Кукморском районе, Старая Чабья в Мамадышском районе, Чабья-Чурчи в Сабинском районе, Чабья в Нижнекамском районе, последний при строительстве Нижнекамска вошел в состав города. Нельзя с уверенностью сказать, жили ли когда-то на берегу Нижней Камы удмурты. Также до сих пор остается тайной обозначение воршуда «Чабья».
Так гласит архив
Первое упоминание о Чабье встречается в послужной грамоте царя Михаила Федоровича, датированной 1631 годом.
Эта деревня, как отмечает краевед Валерий Зарубин, фиксируется уже в переписной книге 1716 года. Тогда она относилась к Зюрейской (Чувашской) дороге Казанского уезда. В деревне Чабья при речке Чишме жили новокрещены.
По данным первой ревизии 1719 года в Чабье проживали ясачные новокрещены, то есть люди обложенные ясаком (налогом).
Согласно 2 ревизии 1748 года, жители обозначены как «ясачные до прежней переписи крещеные иноверцы». Переписчики зафиксировали 63 мужчин, количество женщин в документах не обозначили.
По 3 ревизии 1762 года в деревне проживали государственные ясачные старокрещены в составе 75 мужчин и 89 женщин.
Согласно 5 ревизии, проходившей в этих краях в 1795 году, деревня Чабья территориально относилась к Мензелинскому округу Уфимского наместничества Оренбургской губернии. В ней жили ясачные старокрещены – 44 мужчин и 62 женщины.
По данным 1811 года, Чабья относилась к Акташской волости Мензелинского уезда Оренбургской губернии. В ней насчитывалось 11 дворов, в которых проживали 64 мужчины (количество женщин неизвестно).
В 1815 году дворов стало 12. В них жили 58 мужчин и 59 женщин.
В документах 1850 года указано, что деревня Чабья относилась к Шингальчинской волости. В ней проживали государственные крестьяне в 25 дворах – 93 мужчин и 95 женщин.
По данным 1877 года деревня Чабья числлась в Мензелинском уезде Уфимской губернии. В ней было 40 дворов, где проживали 130 мужчин и 126 женщин.
До строительства города «нефтехимиков» ее населяли кряшены.
Деревня живет в памяти экс-жителей
Теплые воспоминания о родной деревне хранят в сундучке памяти ее бывшие жители. Так, Михаил Марков, живший в деревне до 1962 года, вспоминает, что Чабья относилась к Ахтубинскому сельсовету Набережночелнинского района ТАССР и располагалась на левом берегу реки Кама на расстоянии приблизительно полутора километров на юго-запад. В ней был колхоз имени 8 марта.
В советские годы в деревне было около 62 жилых домов и строений. В ней располагались четырехлетняя начальная школа, конный двор, кузница, птицефабрика, трактор ДТ-75 и сельхозинвентарь.
Жители Чабьи занимались выращиванием зерновых культур, таких как пшеница, рожь, горох, гречиха, овес, конопля; овощей, к примеру, картофеля, свеклы, моркови и капусты, а также огурцов, помидоров, арбузов. Для хранения зерновых имелись бревенчатые склады. Оплата труда производилась по трудодням после окончания уборочных работ, осенью – раздачей выращенных культур. В личных хозяйствах колхозников имелись коровы, козы, овцы, гуси и куры.
Троица – почитаемый праздник
Чабьинцы отмечали социалистические, светские и религиознее праздники. На праздник Великого Октября они организовывали горячие обеды для всех. Широко отмечали Новый год и Первомай, из религиозных праздников – Пасху, Крещение. Особо праздновали Троицу. Специально для праздника собирали подарки у жителей, чтобы раздать победителям соревнований по борьбе, легкой атлетике и другим видам спорта. Так было до начала строительства поселка Нижнекамский…
Современные проблемы деревни
Деревня Чабья была снесена, однако кладбище осталось. Оно расположено за домом №2 по проспекту Вахитова. Там покоится не одно поколение жителей деревни, среди которых и участники Великой Отечественной войны. Само по себе кладбище небольшое, если верить историческим справкам, людей тут хоронили на протяжении 350 лет. Но 49 лет назад на деревенском погосте запретили хоронить. Сейчас кладбище находится в запустении, оно заросло, за многими могилами некому ухаживать. Жители Нижнекамска предлагают установить табличку как дань памяти усопших чабьинцев.
Фото: Джалиль Газизов, Михаил Марков
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Комментарии
0
0
Конечно нужно огородить и почистить кладбище , предков нужно чтить .
0
0