Моё село Дюсьметево
Сочинение слушателя Казанского кряшенского педагогического техникума Гурия Иванова от 6 июня 1921 года.
Село Дюсьметево Мамадышского уезда Казанской губернии находится в десяти верстах от реки Вятка. Маленькая речка, которая называется Ерыксой или Кумызан, делит наше село на две части: первая часть называется Аргы урам, а другая – Бирге урам. С трех сторон – с северной, южной и западной, село окружено лиственным лесом. Почва во многих местах черноземная, и местами тоже встречается глина и песок.
Кряшенское население в селе насчитывается более тысячи человек. Главное их занятие – земледелие, кустарничество, скотоводство и в небольшом количестве – пчеловодство. Второстепенные занятия – кузнечество, портняжничество, выделка и другие. Одежда кряшенских стариков однообразная, носят тоже татарские штаны и рубашки. Одежда женщин-кряшенок имеет некоторую самостоятельность в различии от других народностей, окружающих их; носят головные уборы, которые называются мәләнчек; надевают камзул с длинными рукавами, что у других народностей, как у татар, без рукавов. Мәләнчек и камзул разукрашиваются монетами и канвами. Но кряшенская молодежь за последнее время резко отличается от молодёжи других мелких, окружающих нас народностей тем, что в настоящее время почти все без исключения стали носить костюмы русского образца.
По своему быту и нраву кряшены нашего села мало отличаются от окружающих их народностей, как то: черемис и вотяков. Особенно среди стариков-кряшен существуют языческие обряды и обычаи. Так, например, кряшены в жаркие летние месяцы приносят в жертву из рогатого скота, в честь какого-то человека Дюсь (в киремети). Из бесед кряшенскими стариками можно заключить, что в нашем селе жил или, вернее, основателем села был язычник Дюсь, в честь которого они приносят жертву. Даже ясно можно представить, от чего произошло самое название села Дюсьметева. У кряшен не вышли еще из употребления старые слова, которые они часто вспоминают. Так, например: «Элек китерә торганидек корман, ява торганый яңгыр, булдырый икмәк». В этом видно, что насколько старики жалеют свои языческие обряды. Также признают невидимые силы. Признают: өй иясе (домовой), в котором культ и мифологический образ во всем сходятся с русскими. Также чествуется ещё абзар иясе (сарайник) – покровитель скота. Признают еще шүрәле – существо, похожее на человека, с длинными пальцами. Также признают албасты, который является людям в виде какого-нибудь большого предмета.
Еженедельно по четвергам, перед ужином, в поминание об умерших приносят из съестных продуктов – из хлеба, рыбы, мяса или меда – жертву. Строго придерживаются старых обрядов. Так, например, если Благовешение Пресвятой Богородицы бывает в понедельник или в среду, то кряшены нашего села ни к какой новой работе не приступают. И этот день называется кош оя итмәгән көн.
Экзамен в школе Братства св. Гурия. С.Дюсьметьево Мамадышского уезда Казанской губернии. Нач. ХХ в. (из фондов РГИА)
В культурном отношении, можно сказать, что кряшены далеко ушли вперед от черемис, татар и вотяков. В селе имеется около десяти человек, окончивших бывшую Дюсьметевскую второклассную школу, что в настоящее время в школе II ступени насчитывается в два раза больше учеников. Имеются свои школы: 1-й и 2-1 ступени, свой народный дом, куда кряшенская молодежь собирается по вечерам и занимается чтением брошюр и газет с большой охотой. А также имеется библиотека, заведующим которой является кряшен своего же села.
Источник: НА ЧГИГН. Отд. I Фонд Н.В. Никольского. Ед.хр. 306. Л. 43-45.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Комментарии
1
0
70 нче еллар башында, без укый башлаганда, Дусмэттэ, бэзнен укытучыбыз, Моти апа сойли иде что Дусмэт авылына укытырга килэр очен очередь торалар иде дип. Это уже очёмто говорить!!!.
0
0