Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Этническая идентичность кряшен (на рубеже XX - ХХІ веков)

Каждая общественная организация кряшен заявляет о стремлении сохранить народную культуру, для чего и проводятся всевозможные мероприятия

Народным праздником, не имеющим под собой религиозной основы, является Симык (также можно встретить написание Симыт, Семык, Симит и др.). Этот праздник проводится через несколько недель после Пасхи. Аналогичные праздники существуют и у других народов Поволжья, например, у марийцев . Полагаем, что Симык близок к русскому Семику, отмечаемому в промежутке между Пасхой и Троицей. Кряшены в этот день поминают своих предков, и что интересно, даже тех, кто совершил самоубийство. Поминовение покойных всегда начинается с упоминаний о самых близких людях. В этот день обычно ходят на кладбище, причем проводят там весь день. Перед посещением кладбища готовится пища. На столе обязательно будут блины, мясные блюда и выпечка. Для этого режут мелкий домашний скот - курицу, барана или свинью. Алкоголь на столе присутствовать не должен. Если все же употребляются какие-то спиртные напитки, то пить можно только за свое здоровье .

Популярен у кряшен и такой народный праздник, как Нардуган. Справляют его до Рождества, с 25 декабря по 7 января, в дни зимнего солнцестояния. Аналогичные Нарду гану праздники также существуют у других народов Поволжья . В этот день практиковались взаимные гостевания, обычай хождения ряженых по домам (причем, если ряженого узнавали, то он оставался в доме), песни и танцы, обычай водить хороводы или жечь костры. Существует особый комплекс песен, исполняемых только на Нардуган. В этот день молодежь и взрослые гадали. Конечно, и этот праздник не обходился без застолья.

В кряшенской среде живы и обычаи, не связанные с определенными праздниками. Например, во многих кряшенских селениях до сих пор практикуется обычай вызова дождя. Он в разных вариациях также встречается у большинства народов Среднего Поволжья . Если долго стоит засушливая погода, то жителями селения варится каша из продуктов, принесенных каждым человеком. Этот обряд обычно проводится на окраине селения. Во время приготовления каши читается молитва. Иногда на этом ритуале присутствует и православный священник. Каждый участник ритуала приносит свою тарелку. Каша съедается, после чего все брызгают друг друга водой. 2010 год, как известно, был засушливым в большинстве регионов России, и многие информанты говорили, что в деревне обязательно будут варить кашу. Существует и другой вариант призывания дождя - люди старшего поколения собираются в определенном месте и молятся. Считается, что после проведения такого ритуала к вечеру этого же дня дождь обязательно идет.

О необходимости поддерживать и развивать традиционные обряды (семейные и общественные) говорилось на Форумах кряшенской молодежи. Это отражено в решениях II Форума. Там же зафиксировано решение сохранить свою идентичность. Такая задача может быть реализована с помощью различных мер, к примеру, таких, как расширение системы национального образования, либо силами общественных организаций, либо с использованием ресурсов школьной образовательной системы. Например, в Резолюции II Форума следующим образом отражена задача кряшенской молодежи: «активизировать работу по взаимодействию кряшенских молодежных организаций с местными органами власти и управления в регионах компактного проживания кряшен Российской федерации и Татарстана в работе по воспитанию патриотизма и сохранению народных традиций» . В дни проведения II Форума была организована работа нескольких секций, в рамках которых обсуждались вопросы, кажущиеся кряшенской молодежи самыми актуальными. Так, одна из секций носила название «Кряшенская семья: традиции, реалии, перспективы». Участники секции говорили о необходимости поддерживать кряшенскую семью потому, что именно семья помогает сохранить народные традиции. Также, молодые люди - участники секции знакомились с историей своего народа. Например, Валентина Максимова, одна из участников секции, сделала подробный доклад о прошлом и настоящем традиций, связанных с заключением брака.

Третья важная составляющая идентичности — это культура. Культуру в качестве одного из признаков, отличающих кряшен от татар, также называли респонденты, опрошенные во время экспедиции 2009 году. Правда, религиозные отличия и отличия в традициях занимают все-таки более существенное место. Однако это совсем не означает, что кряшены равнодушно относятся к вопросу сохранения собственной культуры. В кряшенской среде очень популярны фольклорные коллективы «Сюрекэ», «Берменчек», «Салям», «Ак каз» и другие. Эти коллективы участвуют практически в каждом масштабном мероприятии, объединяющим множество человек. Помимо популярных фольклорных ансамблей, во многих кряшенских населенных пунктах можно встретить коллективы, созданные или учащимися местной школы, или жителями села . Практически каждая общественная организация кряшен заявляет о стремлении сохранить народную культуру, для чего и проводятся всевозможные мероприятия (по инициативе самих организаций).

Валерия Илизарова

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

2
X