Жители каких сел и деревень владеют елабужским подговором?
Кряшены елабужской группы не употребляют тугәрәк җаулык, 'круглый платок', характерный для заказанской группы кряшен. По украшениям и одежде данная группа кряшен близка к южным удмуртам и бесермянам
Елабужский подговор распространен в следующих селах: Айталан, Большой Шурняк (Зур Шурнәк), Старое Утяганово (Иске Утәгән), Мунайка (Монай), Старое Гришкино (Иске Бигәш), Черкасово (Черкас), Умяково (Үмәк) Елабужского р-на ТАССР и села Порым и Тулабай Граховского р-на Удмуртской АССР.
Возникновение деревень крещеных татар в пределах современного Елабужского р-на совпадает по времени с основанием г. Елабуги (1552 г. — см.: Шишкин, 1901, 25); жители деревень Старое Гришкино (Иске Бигәш), Умяково (Үмәк) и других, расположенных недалеко от г. Елабуги, с древних времен считали себя старокрещеными. В 1735 г. по указу Сената в г. Елабуге (тогда он назывался дворцовым селом) открылась миссионерская школа. Ее целью было укрепление христианской религии и обучение русскому языку кряшен, удмуртов, мари, мордвы и чувашей. Еще в XVI веке, задолго до открытия этой школы, население крупных сел в окрестностях Елабуги было христианизировано (Вятская, 1870, 86).
В елабужском подговоре в отличие от других говоров кряшен отмечены следующие особенности. <...>
У елабужской группы кряшен до наших дней сохранилась старинная одежда, которую во время экспедиций нам удалось сфотографировать в полном комплекте. Эта одежда не только по фасону, но и по названиям в определенной степени отличается от одежды других групп кряшен, например:
калталы үлмәк — литер. бала итәкле кулмәк 'платье с оборками';
алчүперәк — алъяпкыч 'фартук, передник';
мангай тәңкә, маңгай ука, сурәкә, чигәчә мәләнчек — головные уборы и украшения;
мут'имар/бут'имар/ бут'умар — женское нагрудное украшение, надеваемое через плечо на грудь.
Кряшены этой группы не употребляют тугәрәк җаулык, 'круглый платок', характерный для заказанской группы кряшен. По украшениям и одежде елабужская группа кряшен близка к южным удмуртам и бесермянам (Белицер, 1961, 77—78).
Н.И. Воробьев (1969, 47) указывает, что, согласно преданиям, кряшены елабужской группы являются отатарившимися удмуртами. Однако в языке их не прослеживаются следы удмуртского субстрата. Названия некоторых сел являются аналогичными древнебулгарским (Саттаров, 1973, 219, 231).
Фото: группа "Кряшены/Керәшеннәр"
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев