Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Жители деревни Сердебаш – кряшены и татары – живут в дружбе и согласии

Деревня знаменита своими гуслярами

«Деревня Сердебаш еще в 1619 году состояла в списке Арбурской волости Малмыжского уезда Вятской губернии. По рассказам старожилов, в эпоху царствования Михаила Романова сюда переселились из марийской деревни под названием Серда. В то время деревня состояла всего из трех-четырех домов. Она развивалась, и вот однажды пришел татарин из деревни Кишьметьево, стал жить со вдовой-марийкой. Через некоторое время этот татарин стал уговаривать марийцев принять ислам. Марийцы кроме тех, кто принял ислам, оставили деревню и стали жить недалеко от нее. Ту деревню и сегодня называют Починок-Серда. Марийцы, переселившиеся туда, говорили, что татарин из Кишьметьево стал главой (баш) деревне, главой Серде (Сәрдә башы)».

Точка зрения Ханнана Идрисова: «Думаю, это всего лишь легенда. Нашу речку раньше называли рекой Серда. Говорят, когда в 1619 году вносили в список Арбурской волости, написали «По речке Сарда». (Это в1900-ые годы обнаружил учитель земской школы Кузьма Степанов). В годы, когда царским правительством велась политика христианизации небольших народностей, крещению подверглось и население деревни Сердебаш. Крещенные освобождались от службы в армии и налогов. Но когда христианство приняли все жители деревни, призывы в армию возобновились. Об этом слагались баиты.

Однако это всего лишь легенда.

Вот что мы узнали из страниц истории. Версий о происхождении деревни несколько, и все разные. Но достоверно одно: издавна здесь жили старательные, трудолюбивые люди. Построили магазин, водяную мельницу. Выращивали лен и коноплю, разбили яблоневый сад, занялись пчеловодством. Занимались плетением лаптей, изготовлением рогожи и мешков для продажи.

Сердебаш и сегодня славится живописной природой, журчащими родниками, богатой культурой и трудолюбивыми жителями. Он расположен на севере района, в одной из самых отдаленных от райцентра точек рядом с Республикой Марий Эл. Глава Шушмабашского сельского поселения Вазир Сагитов как-то говорил: «Это деревня кряшен. Но и татар много. Они очень дружны между собой, что вызывает истинное восхищение. Вместе отмечают все праздники – и татарские, и кряшенские. Много смешанных браков. Сердебаш как одна большая семья».

В Троицын день посещают кладбище. А до этого хорошенько там убираются, заново красят ограды. Чтят Духов день – Земля-именинница, День воды – Вода-именинница, День леса – Лес–именинник. Празднуют Благовещение.

За три дня до Пасхи, в среду бывает день кражи ворот. Раньше снимали ворота дома, в котором жила девушка, и переносили к воротам парня. Так становилось известно, кто с кем встречается. А теперь могут перенести хоть куда. Утром хозяева находят их. Чтобы не допустить кражи, некоторые стерегут всю ночь, некоторые хорошенько укрепляют. Один хитрец установил звонок, как только кто-то прикоснется к воротам, дома он тут же звенит.

Есть даже Пасха мертвых – обычай поминовения предков. Красят яйца, берут конфеты, печенья или любимое блюдо усопшего и идут на кладбище, а в бане оставляют воду в тазике, чтобы он мог вернуться и помыться.

Егорова подробно рассказала еще о некоторых обычаях. «В предшествующий Пасхе четверг разжигаешь костер и прыгаешь через огонь. Причем ранним утром. Если встаешь рано, то значит, что ты трудолюбивый, расторопный, а если проспишь, то окажешься лентяем, – сказала она. – Еще есть два дня – 19 декабря – Никола зимний и 22 мая – Никола летний. До Николаева дня ни зима не наступала, ни лето. Есть такое поверье. А вы обратите внимание: так и бывает. А после Петрова дня (12 июля) кончается лето». Лидия Егорова, многое пережившая на своем веку, потерявшая друг за другом трех сыновей-богатырей, которым не было и 50 лет, интересно рассказала об обычаях и национальных блюдах кряшен.

– С помощью специальных камней – жернов мололи пшеничную крупу, пекли бялеш. С бялешом шли в дом, в котором появился новорожденный ребенок, с бялешом справляли торжественные застолья. В него вливали горячего нутряного сала. Его все ели с огромным удовольствием, – сказала она. Бялеш пекут и сегодня, но кладут рис и изюм.

Национальное блюдо кряшен – яичница. В посуду кладут яйцо, молоко, муку, дрожжи, дают тесту подняться, потом кладут на сковороду и дают подняться еще 1–2 часа, пекут в духовке и поливают маслом. Ее пекут в каждом доме. А в Ураза-Гаит и Курбан-байрам все пекут блины. И подарки на Сабантуй собирают все вместе.

В целях сохранения национальных традиций и обычаев возродили ансамбль гусляров. Раньше это был большой коллектив. Сегодня на сценах выступают Александра Семенова, Таисия Ефимова, Вера Архипова. Фольклорный ансамбль «Рождественская звезда» из десяти человек в каждый праздник представляет на стадионе Арска импровизированный дом кряшен. Галима Ибрагимова – старейшина ансамбля. С помощью районного Дома культуры сшили новые костюмы. Так и живет полнокровной жизнью небольшая деревня Сердебаш.

 

Гульсина Закиева, сокращённый вариант текста, АМР

Фото: Арский муниципальный район

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев