Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Закрытие храма, расстрел священника: страшные события в 30-е годы в селе Арси

Храм в честь Рождества Христова. Действовал с 1865 по 19(30?) год. О церковной жизни в селе Арси, вообще мало что известно. И о том, были ли нагайбаки прихожанами Арсинского храма, сведений нет. Однако сохранились некоторые воспоминания Некрасовой Александры Васильевны, 1913 г.р.

«Мой отец, Федоров Василий Евстигнеевич, прислуживал в Арсинской церкви; он собирал пожертвования во время богослужения и выполнял разные поручения священника. Умер он в возрасте 89 лет. Церковно-приходской школы в Арсях не было, и я росла неграмотная. В церковь, конечно, ходила, говела и причащалась. Самое страшное время было, когда Ленин пришел к власти. Я своими глазами видела, как коммунисты расстреливали людей на окраине кладбища: ставили их на краю большого рва и стреляли в затылок. Отец одного молодого мужчины просил палачей, чтобы его расстреляли вместо сына, так как у того была семья и малые дети. «Ладно старик, вставай», - сказали они, и расстреляли сначала отца, потом и сына. Тогда же убили и батюшку, но не явно, а тайно: в те времена окна не занавешивали, и убийцы, воспользовавшись этим, выстрелили через окно, когда батюшка с семьей сел ужинать. Батюшку похоронили в церковной ограде рядом с храмом.

В селе у нас жил комсомолец Пашка Новокрещен; он занимался сбором продовольствия и всегда носил с собой тросточку, с помощью которой выискивал спрятанное зерно. Однажды ночью кто-то его убил, и власти, чтобы как-то отомстить убийцам, похоронили этого безбожника рядом со священником. Все, конечно, были этим очень возмущены. В 1930 году, когда я выходила замуж, церковь еще была открыта, но повенчаться мы не могли, боялись властей. Вместо венчания мы объехали на тройке три круга вокруг нашего храма. В 1932 году я еще крестила в нашей церкви своего старшего сына Михаила. Иконы в храме были очень большие, высотой примерно со шкаф. Когда храм закрыли и стали ломать, много икон попало в руки безбожников, которые кощунственно приспособили их под полок в бане, или как перегородку в сарае. Видя это, старые люди возмущались, я же в сердцах желала им провалиться сквозь землю. До сих пор не понимаю, как Господь терпел этих безбожников и хулителей. Когда нашу церковь закрыли, мы еще некоторое время пешком ходили молиться в Остроленский храм. В 42 году, когда я уже жила в Гумбейском, приезжал к нам священник из Магнитогорска, который и покрестил моего второго сына Виктора».

Из архива музея поселка Остроленский

Фото: pixabay.com

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев