Ткачество кряшен: общее и различное с другими народами Поволжья
При пошиве одежды и предметов обихода значительное место отводилось изготовлению пестряди (алача) – цветного холста с рисунком в полоску или клетку
Одним из древнейших видов декоративного искусства является узорное ткачество. Для полотенец, рубах, фартуков, поясов кряшены, как и другие народы Поволжья, использовали различные техники ткачества: закладную, браную, выборную.
При пошиве одежды и предметов обихода значительное место отводилось изготовлению пестряди (алача) – цветного холста с рисунком в полоску или клетку. При пошиве женских рубах и передников кряшены использовали пестрядь в крупный узор, создавая разнообразные по ритму и цвету клетчатые узоры. Особо ценилась пестрядь с набором в четыре цвета: красный, синий, белый, жёлтый; умело варьируя этим спектром, получали ткани с контрастным рисунком. Популярна была пестрядь в красную и синюю клеточку. У елабужских кряшен на месте соединения стана рубах ниже талии вшивали полосу узорного тканья (бордюр с яркими узорами) из шерсти или хлопчатобумажных нитей. Красно-белую пестрядь использовали очень редко и только на мужские рубахи. Для ткачества конца XIX – начала XX века характерно было украшение тканей браными и выборными узорами. Женский полотенчатый головной убор тастар украшался браными (выборными), закладными узорами, вышивкой и кружевом. Такого рода украшения тастаров характерны и для татар-мишарей, и для низовых чувашей.
Если для повседневного обихода кряшены использовали тканые полотенца с полосатыми красными узорами по белому фону, то казанские татары и татары-мишари – отдавали предпочтение красному фону. Обрядовые и праздничные полотенца отличались гораздо более богатым и красочным орнаментом. Линейная композиция узоров на браных полотенцах из бело-красных широких и узких полос подчёркивала праздничную принадлежность ткани.
Из книги "Искусство кряшен"
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев