Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Термины родства нагайбаков: әлә дәдәй — старший дядя, үртак дәдәй — средний дядя, бәләкәй дәдәй — маленький дядя

Иногда родственные обозначения употребляются не только в узком кругу родственников, но и во всей нагайбакской группе

Родство — одно из оснований этничности. Нагайбаки представляют сплав этнических и религиозных традиций родства: они сочетают элементы, с одной стороны, христианской, мусульманской и языческой культур, с другой — русской, татарской, марийской, чувашской и др.4

Особенно это заметно в языке: терминология родства у нагайбаков частично совпадает с татарской, к примеру «отец» — тәтәу (әтей, атам, әтим, әтекәем), мать нәнәү (әней, анам, әнеем, әнекәем), а в поздних заимствованиях мамау (мама) и папау (папа) прослеживается русско-татарское наслоение. Обозначение сестры түтәй и брата дәдәй имеет «общекряшенские корни». В номенклатуре близкого родства у нагайбаков используется аффикс -ау (например, әбәу — «бабуля», дәдәу — «братик», «дяденька»), который присущ ичкинскому говору среднего диалекта татарского языка, кроме того, он встречается в чувашском языке.5

Согласно тюркской традиции, членов семьи принято называть не по имени, а по родственной принадлежности. Чтобы отличать родственников (к примеру, тетю, дядю, двоюродных братьев и сестер), у нагайбаков возникли вариации в названиях:

Младшие дети старших звали дәдәй, түтәй — дядя, тетя. Если было много братьев, то их могли звать, например, әлә дәдәй — старший дядя, үртак дәдәй — средний дядя, бәләкәй дәдәй — маленький дядя. А если было много старших сестер, их могли звать ак түтәй — светлоликая, кара түтәй — темная тетя, апакай — луноликая, каракай — черноокая. 6

Иногда родственные обозначения употребляются не только в узком кругу родственников, но и во всей нагайбакской группе. К примеру, слово агай (дядя) используется в обращении к любому старшему человеку. Подобные отношения свойственны небольшим группам, которые чувствуют общее родство из-за «зависимости этногруппы от генетической однородности ее членов», в связи с чем у них развито покровительство и сотрудничество в отношении друг друга .7

 

4. Белоруссова С. Ю. Родство в этничности нагайбаков // Уральский исторический вестник. 2017. № 2 (55). С. 88–95.

5. Рамазанова Д. Б. Некоторые наблюдения над системой терминов родства и свойства нагайбаков // Нагайбаки (комплексное исследование группы крещеных татар-казаков). Казань, 1995. С. 89.

6. Вдовина С. И. Соты памяти народной. Челябинск, 2008. С. 101.

7. См.: Van den Berghe P. L. The Ethnic Phenomenon. New York, 1981.

Фото: Вячеслав Шишкоедов, из архива

Отрывок в сокращении из книги Белоруссовой С. Ю. Нагайбаки: динамика этничности. — Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2019. — 424 с.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев