Туганайлар

Светлана Белоруссова рассказала об особенностях использования кряшенами хештегов в социальных сетях

Кандидат исторических наук отметила, что кряшены демонстрируют повышенный интерес к хештегам

Вышел третий номер журнала «Этнография» в издательстве МАЭ РАН. Он полностью посвящён вопросам киберэтнографии. Это одно из самых динамично развивающихся направлений в научной деятельности Музея антропологии и этнографии.

В журнале опубликована статья группы авторов С. Ю. Белоруссовой, Е. Н. Даниловой, М. Э. Сысоевой «Хештеги и этничность».

Авторы отмечают, что хештеги являются способом проявления идентичности. Это возможность выстроить границы «своих» и «чужих» и обозначить собственное пространство.

«Кряшены демонстрируют повышенный интерес к хештегам и разрабатывают определенный алгоритм их использования как для создания внешнего образа группы, так и для сохранения ее внутренней устойчивости», - отметила Светлана Белоруссова.

КРЯШЕНЫ

Разговоры о самоопределении кряшен актуализировались в период подготовки, проведения, обработки материалов и представления результатов Всероссийской переписи населения 2002 г. Тогда, несмотря на многочисленные согласования и дискуссии, у кряшен впервые с 1926 г. появилась возможность в графе «Ваша национальная принадлежность» указать свою этническую принадлежность. Однако на деле они столкнулись с сопротивлением: очевидцы до сих пор помнят, как переписчики отказывали им в записи с указанием, что «такого народа не существует», или «записывали карандашом “кряшен”, а затем исправляли ручкой на “татарин”». Некоторые случаи имели вполне радикальный характер: руководителю общественной организации кряшен Людмиле Белоусовой пришлось пережить разбирательство в прокуратуре, чтобы добиться в переписном листе записи «кряшенка». С того времени «кряшенской проблеме» стали уделять особое внимание ученые, общественные и политические деятели. Для самих кряшен дискуссия вокруг переписи стала толчком к активности в отношении самопознания и самосознания (Белоруссова 2019). В онлайн-пространстве кряшены начали себя проявлять уже накануне следующей переписи населения 2010 г.

В 2008–2009 гг. социальная сеть ВК набирала известность среди молодой аудитории. Одним из ее первых популярных инструментов было объединение в группы по разным тематикам, в том числе по этническим. В 2008 г. студент Антон Байрашев создал группу под названием КРЯШЕНЫ — КЕРӘШЕННӘР, которая вызвала большой интерес среди молодого поколения. Кряшены активно «добавлялись» в группу, знакомились и переписывались, обсуждали перспективы сообщества, предлагали проекты по актуализации культуры, отстаивали свою самобытность в общении с представителями других народов. Сегодня ВК остается самой популярной социальной сетью среди кряшен: ее как основную среди используемых выделяют 62,1% опрошенных. Однако постепенно активность перемещается в Instagram (25,2%), где общение происходит через обмен фото, видео, прямые эфиры, истории и комментирование (КПМА 2019).

Впервые хештег #кряшены встречается в публикации группы ВК Керәшен Гореф-гадәтләре: Этник җырлары, биюләре [Кряшенские традиции: этнические песни, танцы] от 21 октября 2012 г., где представлена одна из версий происхождения кряшен. В Instagram тот же хештег появляется в июле в 2013 г. в публикации о проведении кряшенского фестиваля «Питрау». Впоследствии молодые кряшены начали добавлять хештеги #якряшен и #минкерэшен к своим фото (преимущественно селфи) с этнических мероприятий (рис. 3). Сегодня круг кряшенских хештегов и маркируемых ими публикаций расширился. Их добавляют к любым публикациям кряшен даже без выраженной этнической тематики: поздравления с праздниками, последние новости в России и мире, ход строительства дома или сбор урожая.

Кряшенские хештеги бывают русскоязычными (#кряшены, #якряшен, #кряшен, #силакряшен), их пишут и на языке этнического сообщества (#керэшеннэр [кряшены], #минкерэшен [якряшен], #керэшен [кряшен]), а также англоязычными (#kryashen, #kryashens, #kryashengirl). Иногда их составляют из слов разных языков или частей слов, например, #кряшеннэр, #минкряшен. Кроме того, в записях встречаются хештеги с одним и тем же словом, но разной транслитерацией татарских букв — #керәшеннәр или #керэшеннэр. Хештег может содержать этнические варианты названий сообщества (#кряшены, #якряшен, #керэшеннэр и т.д.) или делать акцент на региональном, тематическом или гендерном аспекте (#керэшенкызлары [кряшенские девушки], #керэшенавыллары [кряшенские деревни], #кряшенскийприход).

Обычно хештеги используются в Instagram, реже — в ВК, FB и «Одноклассниках». Самый популярный хештег #кряшены упоминается в Instagram в 2852 публикациях, в ВК — в 745 постах, в «Одноклассниках» — в 61, а в FB — в 42. В Twitter данный хештег встречается в 13 публикациях; в отличие от постов в других социальных сетях, где кряшены самостоятельно маркируют свои записи, в Twitter их применяют внешние наблюдатели. Например, пользователь Jorgi Ortjomi 24 июля 2019 г. рассуждал о происхождении кряшен: «Кряшены — это татары за вычетом наследия Золотой Орды #кряшены #татарлар».

Динамика кряшенских хештегов в Instagram показывает, что в 2016– 2017 гг. пользователи чаще других указывали в своих записях #якряшен и #минкерэшен. В 2018 г. к числу популярных кряшенских хештегов прибавился #кряшены, а уже в 2019‑м и первой половине 2020 г. количество публикаций с данным хештегом значительно превзошло остальные. На вопрос анкеты «Какой хештег вы считаете наиболее эффективным?» большая часть респондентов также выбрала #кряшены (60,8%), следом за ним — #якряшен (49%), #минкерэшен (45,1%), #керэшеннер (38,8%). Вероятно, возросшая актуальность хештега #кряшены вызвана началом подготовки к Всероссийской переписи населения 2020 г. и активной онлайн-дискуссией по поводу четкого самоназвания (график 1).

Несколько лет назад кряшены придумали новый хештег — #силакряшен. Сегодня он является популярным и продвигаемым — его используют в группах в ВК, Instagram, в названиях диалогов и на аватарах. По словам кряшен, этот хештег обозначает «обязанность сохранять единство». Вероятно, #силакряшен появился в том числе на фоне разногласий внутри самого сообщества и отражает его внутренние переживания. Хештег служит своего рода девизом кряшен, соединяя в себе призыв к стойкости и согласию, память о прошлом и мечту о будущем.

Хештеги с кряшенской тематикой выполняют две основные функции: 1) демонстрация этнической группы во внешнем пространстве, 2) сохранение ее внутреннего единства. С одной стороны, хештеги дают возможность позитивного позиционирования своего сообщества в онлайн-среде. На вопрос «Зачем нужны хештеги с кряшенской тематикой?» кряшены отвечали следующим образом: «Чтобы знали, что мы есть», «чтобы люди знакомились с нашей культурой», «чтобы пройти по хештегу и увидеть, чем живут кряшены», «для продвижения кряшен, чтобы больше людей знало о нас». С помощью хештегов кряшены подчеркивают независимый статус своей группы: «Чтобы люди знали, что мы идентифицируем себя как отдельный народ», «сказать всем, что мы не татары, мы кряшены!», «не путали нас с крещеными татарами». Кроме того, кряшены рассчитывают на эффективность использования хештегов в деле восстановления их «утраченного юридического права на самоопределение».

В то же время хештеги определяют границы этнического сообщества кряшен в интернет-пространстве. По их мнению, хештег может «скооперировать как можно больше соплеменников», а также дает «возможность найти представителя своего народа для дружбы и, возможно, дальнейших отношений, создания семьи, если повезет». Некоторые через хештеги нашли своих соплеменников и заново открыли собственную культуру: «Многие девочки и мальчики написали мне, что, оказывается, “ты тоже кряшен”, а я думал я один такой… а нас все больше и больше)». Большинство кряшен согласны, что расстановка хештегов в публикациях позитивно влияет на динамику кряшенской этничности, способствует «единству народа», «сохранению традиций, культуры и самобытности»:

Чем больше публикаций с хештегами, тем больше понимания, что нас много, что нужно гордиться своим народом. Переходишь по хештегам, а там столько красивых девушек и парней — «свои». И прямо душа радуется J (КПМА 2020)

Если хештеги представляют ценность для идентичности кряшен, то для южноуральских нагайбаков (этнических соседей кряшен) они менее значимы. В Instagram хештег #нагайбаки упоминается 599 раз, в ВК — 71, в «Одноклассниках» — 14, в FB — 10. В основном этот хештег ставят не сами нагайбаки, а внешние пользователи, желающие поделиться новостями о народе. Несколько лет назад нагайбачка Юлия Туктарева переехала в Казань и стала активно взаимодействовать с кряшенским сообществом. На своей странице в Instagram она иногда пишет #якряшен, но не ставит хештегов с нагайбакской тематикой. По ее словам, в среде нагайбаков такое афиширование не принято и повышенная активность в отношении этничности будет неправильно воспринята соплеменниками.

Нагайбаки включены в перечень коренных малочисленных народов, и, вероятно, их официальный статус способствует не только сдержанному проявлению себя в медиасфере, но и стремлению избежать избыточных акцентов на этничности в онлайн-среде. Напротив, отсутствие признанного статуса кряшен стимулирует активность в выборе инструментов для виртуального позиционирования, в том числе через хештеги.

 

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Инстаграм, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: