Туганайлар

Репрессированный протоиерей Стефан Матвеев

Согласно семейным преданиям родственников, отец Стефан был репрессирован, умер в ссылке в 1942 году

Матвеев Стефан Матвеевич родился 11 декабря 1871 г. в кряшенском селении Савалеево Мензелинского уезда Уфимской губернии. Образование получил в Центральной крещено-татарской школе г.Казани. Священный сан принял в 1897 г, с 1917 г.- протоиерей. Служение проходил в кряшенских селениях Белебеевского уезда Уфимской губернии, кряшенских селениях Закамья ТАССР. «Автор многих статей по церковным вопросам» («Инородцы Уфимской губернии» (1910 г.), «Первые в Уфимской епархии курсы по приходской миссии для крещеных инородцев (1911)», и др.), этнограф-любитель. Известны следующие его статьи: «Свадебные обычаи и обряды крещеных татар Уфимской губернии (1896)»,«Погребальные и поминальные обряды крещеных татар Уфимской губернии (1898 г.)». В 1915-1917 гг. являлся редактором кряшенской газеты «Дус» («Друг»). До своего ухода в обновленчество в октябре 1924 г. являлся епархиальным инородческим миссионером среди кряшен [1].

Согласно воспоминаниям родственников, у священнической четы было восемь детей: старший – Виктор Степанович, проживал в Москве, инженер; Нина Степановна – с 1917 г. проживала в Москве, артистка театра, после работала секретарем; Сергей Степанович – красногвардеец, в 1919 г. пропал без вести в Гражданскую; Александра Степановна – проживала с мужем в Москве, работала швеей; Мария Степановна– инженер; Василий Степанович – художник, проживал в Москве, после переезжает в Алма-Ату; Тамара Степановна – товаровед, проживала в Москве; Владимир Степанович – электротехник.

Согласно семейным преданиям родственников, о. Стефан был репрессирован, умер в ссылке в 1942 г. Сохранилось его письмо, датированное 1940 г, адресованное родственникам: «…Yз жамагаты белян эшляб кoн иткян кеше барысыда кулак була мыный? Сарапяледя учитель, чит жирлярдя пуп булыб мин Сауяляй калкына нендей зыйан китердем? Yзем артыннан эне-сеnелляремне тартыб чыгарыу кемгя зыйан китерде? Шушы сорау билгеляреня с/совет жауаб бирсен. Монда тормош жаман тoгoл: таза кешегя эш тя, аш та бар. Жяй кoнo ике ай мин пчеловодный инструктор булыб эшлядем, казер детдомда ыуак-тoяк ремонт эшен (балта остасы булыб) эшлейем…»

Перевод: «Трудящиеся со своими семействами все ли являются кулаками? В Сарапалах – учителем, в разных местах (являясь) священником, какой вред я принес жителям Савалеево? То, что я выводил в люди своих братьев и сестер, кому принесло вред? На эти вопросы пусть ответит с/совет. Здесь жизнь не плоха: здоровому человеку и работа, и хлеб есть. Летом два месяца я работал инструктором по пчеловодству, сейчас в детдоме провожу плотницкие мелкие ремонтные работы».

 Фото из семейного архива родственников священника Стефана Матвеева

Источник:

1. Список приходов и священников 1-го благочинного округа Челнинского кантона ТАССР на 31 дек. 1924 г. - ЦГА РТ, ф. 1172, оп. 3, д. 1113

 Сохранившийся отрывок письма о.Стефана. Предоставлен его родственником Лукиным Виктором Михайловичем, проживающим в г.Набережные Челны:

Кряшенская духовная миссия

 

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: