Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

По следам кряшенских деревень: Крещеные Казыли, Янцевары, Кряш-Серда

Экскурсионная группа из Казани посетила кряшенские деревни Заказанья

Экскурсионная группа «Старая Казань на все времена» во главе с краеведом Артуром Тумаковым посетила кряшенские населенные пункты Рыбно-Слободского и Пестречинского районов Татарстана.

По словам Артура Тумакова, в Татарстане насчитывается более 160 населенных пунктов, где проживают кряшены. По переписи 1926 года, насчитывалось более 100 тысяч кряшен. В 2010-м году - около 35 тысяч. Кряшенский язык больше напоминает литературный татарский. Своей письменности у кряшен долго не было. Кряшенский алфавит создал богослов Николай Ильминский в 19 веке.

“Впервые о кряшенах упоминается во 2 половине 19 века. Как сказал наш Артур, если после сегодняшней экспедиции мы будем называть этот народ кряшенами, а не крещенными татарами или православными татарами, то это будет главным приобретением...”, - отметила Неля Хузина.

Первым пунктом, который посетили путешественники, стало село Крещеные Казыли Рыбно-Слободского района. Оно расположено реке Казылка и основано в период Казанского ханства. Местные жители занимались земледелием, скотоводством, кузнечным и столярным промыслами. В начале 20 века здесь были ветряные мельницы, лавки и даже маслобойный завод. Сейчас там проживает около 100 человек. Действует Троицкая церковь.

“Деревянная церковь Живоначальной Троицы или как в народе ее называют Троицкая церковь в селе Крещеные Казыли Рыбно-Слободского района была построена в 1904 году. В 1939 году церковь закрыли, ее здание перестроили. В разные годы Советской власти здесь размещались начальная школа, зернохранилище. В 1975 года ее разобрали. Восстановление началось в 2001 году. Современная церковь построена на месте разрушенного храма в 2006 году на средства Владимира Харитонова, брата церковного старосты Анатолия. В ноябре 2013 года церковь сожгли, остался лишь кирпичный фундамент. В 2015 году построили деревянный храм уже на средства республиканского бюджета. Освятили 26 августа этого же года. По праздничным дням здесь проводятся богослужения. Внутри очень душевно, светло...”, - рассказала Неля Хузина.

По информации Артура Тумакова, из 300 действующих церквей, молитвенных домов и часовен в Казанской митрополии около 40 являются кряшенскими. Первое богослужение на кряшенском языке проведено в1989 году после распада Советского Союза.

Православные кряшенские храмы отличаются от русских. Здесь полы устланы коврами. Служба проходит на кряшенском языке. Кряшены крестятся, но поклонов делают меньше. Всевышнего называют Алла́. Был еще вариант Тенгре Бабай. У кряшен очень тесная связь с православием. Если бы не было твердой веры кряшены не смогли бы сохраниться как народ...

Следующей остановкой было село Янцевары Пестречинского района. Среди его исторических достопримечательностей - заброшенная деревянная церковь в честь Покрова Божией Матери или Покровская. Она построена в 1884 году на средства казанского купца Павла Щетинкина. В советские времена здесь располагалась школа.

“Благодаря Артуру, мы смогли зайти во внутрь. Увидели парты, учебники, тетради. Такое ощущение, что прозвенел звонок, ученики просто выбежали на переменку. Даже сохранилась доска с ровным учительским почерком...”, - отметила Неля Хузина.

“Внутри все обветшало. Кое-где на стенах даже сохранилась роспись. Дверь с облезлой синей краской – это северные врата”, - заключила путешественница.

О селе Янцевары известно с 1646 года. До революции здесь были и магазины, и водяная мельница, и кузница, и даже пивнушки.

“Радует, что село живет. Более того, оно является административным центром сельсовета. По данным переписи 2010 года здесь проживает около 160 человек. Жаль, что не смогли сохранить церковь. Она вообще скрыта за зарослями деревьев в парке, если можно так его назвать. Здесь установлен памятник воинам Великой Отечественной войны. Незнающий человек ни за что не догадается о наличии здесь останков храма и, конечно, не сможет попасть внутрь...”, - продолжила Неля Хузина.

“Мы сегодня побывали ещё в одном кряшенском селе - Кряш-Серда Пестречинского района. Оно расположено в очень красивом месте, на левом притоке реки Меша. Первые упоминания встречаются в 1565-67 годах”, - рассказала путешественница.

По данным на 2014 год, в селе проживает около 400 человек. Здесь есть святой источник. Рядом в 2008 году построена Никольская часовня с купелью.

Духовным центром кряшен Пестречинского района является церковь Святителя Николая в селе Кряш-Серда. В ней служит отец Димитрий. Своей церкви в селе не было с давних времен. И вот в 2006 году местный житель построил деревянный храм. Первая Божественная Литургия здесь прошла 25 июня 2006 года. Приход составляют кряшены и богослужения ведутся на кряшенском языке в воскресные и праздничные дни. Сюда приходят жители из близлежащих сел, в том числе из Янцевар и Альвидино.

“Мы обратили внимание, что в основном все кряшенские церкви - и старинные, и современные - деревянные. Краевед Артур Тумаков считает, что среди кряшенов не было богатых меценатов. А строительство деревянных храмов менее затратно”, - заключила Неля Хузина.

Неля Хузина

Фото: Неля Хузина

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Галерея

Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев