Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

По следам деревни Ажмяк

Краевед из Мамадышского района Республики Татарстан Юрий КАРПОВ увлекается историей малой родины. В его багаже имеются ценные сведения по деревням Ажмяк и Васильево, которыми он поделился и с нашими читателями

Самое раннее упоминание деревни Ажмяк, обнаруженное  в письменных архивных источниках, относится к 1654 году. В Писцовой книге Казанского уезда 1647–1656 годов внутри административной единицы – Зюрейской дороги написано: « По Зюрейской ж дороге писано и мерено во 162-м [1654] году. За служилым татарином за Барзигитком Чирючеевым в деревне Ожмяк вместе с ясачными по мере пашни всее и с ясачною и с пустою ясачною ж землею пять длинников, одиннатцать поперечников без трети, итого – пятьдесять три десятины с третью в поле, а в дву – по тому ж».[1]

В переписных книгах Зюрейской дороги 1680 года деревня Ожмяк зафиксирована также как татарская (то есть, мусульманская) деревня.[2]

В последующих переписях 1710–1711, 1716, 1719, 1745 годов в деревне Ожмяк (Ажмяк) записаны ясашные государственные татары (мусульмане). Причём жители данного селения целыми семьями вынуждены были оставлять свои жилища и убегать от колониального гнета (от непосильных налогов, рекрута солдат и религизного гонения).

В архивном документе 1742 года написано, что по указу императрицы Анны Иоанновны о массовой христианизации иноверческих народов России от 11 сентября 1740 г. из 536 мечетей, существовавших в Казанской губернии, было разрушено 418. Среди таких под №165 отмечена деревня Ожмяк Зюрейской дороги, находящаяся в 5 верстах от села Тавелей и состоящая из 25 дворов, где «мечеть сломана».[3] После этого случая татарское население деревни Ажмяк резко уменьшилось и к середине ХVIII века татар-мусульман в ней не осталось. Сохранилось лишь название этого селения – Ажмяк (по-татарски Әҗмәк).

В книге “Историко-статистистическое описание церквей и приходов Мамадышского уезда” за 1904 год по воспоминаниям и преданиям жителей края  о возникновеннии деревни Ажмяк имеется следующая версия,  а именно, что  “первыми в ней поселились три семейства татар из д. Ишкеевой (в настоящее время село Ишкеево Мамадышского муниципального района, в 5 км от деревни Васильево Мамадышского муниципального района) и назвали деревню по ключу “Ажняк””[4]. Исследователь ХIХ века И.А.Износков в «Списке населенных мест Мамадышского уезда» (1891 г.) также указывает, что «Ажмяк» – это название ключа.[5]

Имеется  карта «Генеральной Геометрический план города Мамадыш и его уезда состоящему в Казанской губернии сочинен в Казанской межевой конторе в 1798 году», где нанесены два водных источника с именем Ажмяк – речки Ажмяк и Старой Ажмяк. Приводим  часть карты:

 

В истории имеются множество случаев когда ключи или речки были названы именами людей. Что касается названия «Ажмяк», то оно, по нашему мнению, происходило от имени человека Әҗмәк. Татарское имя Әҗмәк является сокращенным вариантом личного имени Хаҗимөхәммәт (Хаджимухаммат). Данное имя состоит из двух компонентов: от арабского слова хаҗи (хаджи) и самого почитаемого у мусульман личного имени Мөхәммәт (Мухаммат). Из-за отсутствия в древнетюркском и старотатарском языках звука «х», имена и слова с присутствием этого звука в речи искажались, то есть звук «х» не озвучивался или ассимилировался. Можно привести множество примеров из истории татарских населенных пунктов, в которых слово хаҗи звучит как әҗ. Например, название татарского села Әҗәле в действительности является искаженным от имени Хаҗигали (Хаджигали). В данном случае звук «г» также не озвучивался. Название древнетатарского города Астрахань также является искаженным от слова Хаҗитархан (Хаджитархан), который в речи звучал как Әҗтерхан, Әчтерхан, Әстерхан.

Примеров сокращения второго компонента – Мөхәммәт имени Хаҗимөхәммәт в виде «ман», «мәт» и «мәк» наблюдается также в большом количестве. В итоге, сокращенные в речи длинные имена как Акмөхәммәт, Дусмөхәммәт, Туймөхәммәт, Ярмөхәммәт, Килмөхәммәт звучали как Акман, Дусмәт, Туймәт, Ярмәк, Килмәк. Наподобие таких же имен компонент Мөхәммәт был сокращен как «мәк» и в итоге название Хаҗимөхәммәт в сокращенном виде звучал как «Әҗмәк».

Еще одним историческим источником, где упоминается деревня Ажмяк, является “Ведомость о наместничестве Казанском”.[6] В этом документе указаны “стастистические данные за 1781-1782 годы о губернском городе Казани с его уездом и двенадцати уездных городах и их уездах при открытии Казанского наместничества”. В приведенном ниже отрывке из этого документа  указано следующее:

Уезд Мамадышский.

Селения, составляющие Мамадыский уезд

п/п

Название селения с указанием

категории населения

Количество

ревизиских (облагаемых

налогом) душ

Расстояние от уездного города, вёрст

Расстояние

от Казани,

вёрст

 

...169

Деревня Кошлеи; ясачные татары

17

21

109

 

Тут же под названием Ажмяк; крещеные татары

1

 

 

170

Деревня Васильева; крещеные татары

47

21

109

Из этого документа видно, что на территории современной деревни Васильево Мамадышского муниципального района в 1781-1782 годах находились три разных близлежащих селения: деревня Кошлеи ( возможно на татарском, Кошлы Ил, “страна птиц” то есть местность, изобилующая птицами. Действительно, лесистая местность очень удобна для гнездования птиц и их всегда было много на территории деревни). Составители списка селений, видимо  расслышали как Кошлеи, когда спросили местных жителей о названии ), деревня Ажмяк, деревня Васильево, причем в деревне Ажмяк имелась уже только 1 ревизская душа, иными словами, состояла из одного двора.

Деревня Ажмяк (Әҗмәк) как отдельное селение в исторических источниках далее не упоминается, оно указывается лишь как второе название деревни Васильево.

Существовавшая до середины ХVIII века татарская деревня Әҗмәк (Ажмяк, Ожмяк), вероятно, находилась на том же месте, где ныне расположена деревня Васильево или же в ближайшем к ней расстоянии. На это указывают следующие факты:

– архивный источник 1742 года, где написано, что деревня Ожмяк в расстоянии 5 верст от села Тавелей;

  • в списке селениий за 1781-1781 год Ажмяк и Васильево указаны как две разные деревни, причем находятся они на одинаковом растоянии от губернского и уездного городов

– название Ажмяк и в настоящее время является неофициальным названием деревни Васильево.

Ещё читайте:

История деревни Васильево

 


[1] Российский государственный архив древних актов (РГАДА, г. Москва). Фонд 1209, опись 1, единица хранения 1128, лист 306об.

 

[2] Российский государственный архив древних актов (РГАДА, г. Москва). Фонд 350, опись 2, единица хранения 1102, лист 664об.

 

[3] «Экстракт в Правительствующий сенат ис Казанской губернской канцелярии о татарских мечетях» (1742 год, РГАДА, ф. 248, оп. 16, д. 803, л. 52-154 об.)»

[4] Историко-статистическое описание церквей и приходов Казанской епархии. Вып.VI. Г.Мамадыш и Мамадышский уезд.- Казань: Типография Императорского Университета, 1904.- с.314

[5] Износков И.А. Два реферата, читанные на IV-м археологическом съезде в Казани в 1877 г.- Казань: В Университетской типографии,1882.- с.24

[6] Сборник материалов по истории Казанского края в XVIII в/Под ред. проф. Корсакова Д.А.- Казань: Типо-литография Казанского университета,1908.- с.241.

 

Хотите знать больше? Следите за новостями на нашем сайте “Туганайлар” и в официальных группах в социальных сетях “ВКонтакте”, “Инстаграм”, “Одноклассники” и “Фейсбук

Есть новость? Пиши в ватсап (WhatsApp) – 8 9172509795

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев