Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Питрау: июльский джиен или День Петра и Павла?

Задолго до принятия христианства, когда ещё кряшены находились в языческом состоянии, существовали так называемые джиены

Каждый год в селе Зюри Мамадышского района проходит общереспубликанский праздник кряшен Питрау (День святых, славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла). Питрау – это один из самых почитаемых праздников православных кряшен. В деревнях, где есть церкви во имя апостолов Петра и Павла, он проводится как престольный праздник. Традиционно он пройдёт 17 июля на поляне Тырлау. В этот день здесь пройдут масса спортивных мероприятий и состязаний. На празднике ежегодно выступают самые популярные артисты республики Татарстан (в этом году выступят более 50 звезд республики) и известные кряшенские коллективы России.

Однако, к сожалению, даже сами православные кряшены забывают истинный смысл этого праздника. Изначальный религиозный смысл Питрау из года в год всё более вытесняется определёнными светскими мотивами. В чём же смысл Дня Петра и Павла? В этот день заканчивается петровский пост, и, согласно церковному преданию, в этот день приняли мученическую кончину апостолы Петр и Павел. Имя каждого из них является для православных тем мерилом христианской жизни, которого мы, наверное, никогда не достигнем, но должны стремиться всеми своими мыслями и силами.

Однако, история Питрау у кряшен выходит за пределы христианства. Задолго до принятия христианства, когда ещё кряшены находились в языческом состоянии, существовали так называемые джиены. Джиены – это народные праздники, которые приурочивались к определённому времени года (в случае с июлем – переходу к активной фазе сельскохозяйственных работ) и выступали своего рода символом равенства разных племён и родов внутри одной этнической группы. Обычно под джиены выбирали большую естественную природную площадку, которую оформляли в виде круга (своего рода круглого стола – символа равенства сторон) и решали вопросы управления общиной.

После принятия христианства кряшенами, джиены середины лета стали проводиться в Петров день. Фактически смысл праздника от этого не изменился. Так же это было место встречи разных кряшенских родов, возможность увидеться с родственниками из дальних деревень, узнать последние новости. Однако, всё же религиозная составляющая внесла и свои коррективы. Так, например, июльский джиен (Питрау) стал днём окончания петрова поста и фактически стал выполнять важную демографическую роль в кряшенском сообществе. Как известно, русская православная церковь не венчает браки во время поста, а так как Питрау ознаменовал его окончание, то молодые парни и девушки из ближних и дальних кряшенских селений приезжали со своими семьями на общее место празднования и могли приглядеть себе будущих женихов и невест. Это неочевидная функция Питрау была в то время очень важна, так как при отсутствии быстрых способов коммуникации между отдалёнными населёнными пунктами вопросы выбора супруга/супруги были достаточно проблематичными. Кстати, можно подметить интересный момент, что и сейчас каждый год на Питрау проводится конкурс “Кряшен чибяре” (“Кряшенская красавица”), который фактически является отголоском той самой “ярмарки невест”, существовавшей в дореволюционный период празднования Питрау.

Существовала и ещё одна функция Питрау, которая прямо связана с той, которая описана выше, но имеет под собой чисто экономическую основу. Как известно, крепко то хозяйство, где есть много рабочих рук. Поэтому именно к активной фазе полевых работ, которые начинались (и сейчас начинаются) после Питрау было очень большое количество свадеб в кряшенской общине. Ещё раз подчеркну, что тут всё складывается из нескольких элементов:

1) окончание поста – можно играть свадьбы;

2) возможность приезда большого количества молодых парней и девушек в одно место, где они могут познакомиться, а родители договориться о союзе своих детей;

3) необходимость увеличивать количество рабочих рук в семье перед активной фазой полевых работ.

От себя добавлю, что это не было особенностью именно кряшенского сообщества. Так, например, у славян в Петров день существовал обычай устраивать “гулянки Петровки”, водить хороводы и качаться на качелях. И также, как и у кряшен в этом была и демографическая, и экономическая основа. Молодые люди затевали игры с угадыванием: парни ходили среди девушек, закрыв лицо платками. Угадавшей предсказывалось в скором времени сыграть свою свадьбу.

Что же касается современного этапа, то общереспубликанский Питрау в селе Зюри в нынешнем его виде появился достаточно недавно, в 1999 году. Главную роль в возрождении этого праздника сыграли руководитель Общественной организации кряшен Республики Татарстан Иван Егоров и глава Мамадышского района Анатолий Иванов. Непосредственную помощь в возрождении кряшенского праздника оказывали органы государственной власти Республики Татарстан.

Возрождение Питрау было связано не в последнюю очередь с кряшенским религиозным возрождением в постсоветский период. Кряшенская самобытность напрямую связана с православием. История кряшенского движения с середины 19 века позволяет понять, что религиозная (православная) идентичность у кряшен является доминирующей даже при том, что человек может себя не считать верующим. От этого Питрау часто выполняет функцию консолидации разрозненных кряшенских групп населения не только из Татарстана, но и соседних республик и областей. Можно даже отметить, что Питрау проводился чтобы запечатлеть кряшенскую самобытность, и для демонстрации кряшенских отличительных этнических черт перед другими этническими группами.

Однако, всё же возникает вопрос: “Питрау – это джиен в его исконном понимании или же всё же религиозный праздник?” На этот вопрос я могу дать ответ в том русле, что Питрау – это день Петра и Павла и, следовательно, праздник, в первую очередь, всё же религиозный, но он может (и, наверное, даже должен) включать себя элементы традиционном джиена для кряшенского народа. Но при этом всё же нельзя называть Питрау именно светским праздником. Питрау не должен превращаться в “кряшенский сабантуй” или же “ночной сабантуй” (по традиции его празднуют с 17.00 до 2.00 в селе Зюри). Тут важно правильно поставить приоритеты и выявить идеальные пропорции светского и религиозного. Питрау – это, безусловно, фестиваль кряшенской культуры, но нельзя забывать и в честь кого этот день – в честь апостолов Петра и Павла.

В заключение этой небольшой статьи, хочу отметить, что Общественная организация кряшен Республики Татарстан сделала очень многое для того, чтобы возродить самобытный кряшенский праздник Питрау. Это тяжёлая работа, которая увенчалась тем, что праздник в течение нескольких лет приобрел статус общереспубликанского, а в последние годы и всероссийского, и стал восприниматься как общенациональный. В последнее время Питрау находится в фокусе внимания не только Татарстана, но и всей России. Среди его гостей можно встретить не только представителей кряшенского сообщества, но и всех представителей многонационального народа Татарстана и России.

От себя я хочу сердечно поздравить кряшенскую общину с Днём святых, славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла и выразить общую радость, что в этом году у нас есть возможность лично встретиться и посетить Питрау не в онлайн режиме.

Андрей Денисов, Академия Наук Республики Татарстан

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев