Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Пестрецы: по следам кряшен

Мы с краеведом Артуром Тумаковым отправились разгадать загадки пестречинской земли – кряшенских деревень Кряш-Серда, Альвидино, татарской деревни Иски Юрт и русской деревни Селенгуши – и полюбоваться мешинскими перекатами

Пестречинский район – облюбованная туристами и съемочными командами местность. Здесь снимали фильм о кряшенской свадьбе «Любовь без границ» для телеканала МИР, сюда время от времени приезжают ученые для сбора фольклорного и лингвистического материала о языке кряшен. Однако, казалось бы, несмотря на изученность до дыр этой местности, в нем еще остаются нераскрытые тайны и неизведанные туристами места. Мы с краеведом Артуром Тумаковым отправились разгадать загадки пестречинской земли – кряшенских деревень Кряш-Серда, Альвидино, татарской деревни Иски Юрт и русской деревни Селенгуши – и полюбоваться мешинскими перекатами.

За этникой в Кряш-Серду

В Кряш-Серде нас встретил экскурсовод местного музея, расположенного в старинном из красного кирпича двухэтажном здании 1890 года постройки, Олег Волков. На первом этаже находятся домашняя утварь, орудия труда, фотографии с примерами обрядов кряшен, есть даже комната – образец дома 19 века, где представлена кряшенская печь, лежанка, самовар, вышитые молодыми девушками подушки и полотенца – тэре алъяпкычы. Наш гид Артур Тумаков сказал, что такие полотенца появились в советское время: «кряшены более православные, чем русские, потому что у них дома достаточно сильное почитание святых образов. Красный угол украшали шторами, чтобы никто не доложил».

На втором этаже – женская этническая одежда кряшен – костюмы молодухи, невесты и женщины, отличающиеся прежде всего головными уборами. Молодуха носила калфак, невеста – сурякя и тугэрэк жаулык, женщина – платок. Там же находятся образцы экспонатов военной тематики, есть даже трофейная немецкая фляжка, изготовленная из дерева. Отдельный уголок посвящен «апостолу кряшен» Николаю Ильминскому. Благодаря ему у кряшен появился свой алфавит и письменность. Хранитель местного музея Олег Волков рассказал нам, что в качестве образца для создания письменности Николай Ильминский и его соратник из кряшен Василий Тимофеев взяли говор заказанских кряшен, в частности жителей деревни Никифорово Мамадышского района, откуда родом последний. По рассказам музееведа, в 1863 году открылась Центральная крещено-татарская школа, затем школы начали открывать в деревнях. В музее Крящ-Серды хранится уникальная книга 1910 года, по которой обучали детей. В ней и литература, и физика, и астрономия, и биология, и анатомия, и география. В качестве экспонатов есть и копии ревизских сказок, писцовых книг, где упоминается деревня и сведения о ее жителях. 

Здание музея раньше было жилым домом и принадлежало семейству Максимовых-Сердинских, которые на первом этаже держали магазин. В местном культурном учреждении есть родословная их рода.

Кряш-Серда удивляет и покоряет. Это духовный центр кряшен Пестречинского района. В храме этого села на постоянной основе проводятся богослужения на церковно-кряшенском языке. А вот в самих Пестрецах церкви нет.

Спрятанное сокровище Иски Юрта

«Иски Юрт» не от слова «юрта», предупредил нас краевед Артур Тумаков, а от татарского «йорт» – «дом», а вот «иски» значит «старый». Село было образовано еще в период Казанского ханства.

Главной его достопримечательностью является завуалированная от глаз старинная мечеть 19 века. Здание похоже на клуб, расписанные узорами окна и дверь наглухо закрыты, попасть внутрь не удалось. Напротив расположена библиотека. Недалеко находится новая мечеть, построенная также из дерева. 

Как Селенгуши связано с кряшенами

Село Селенгуши основано в 1740-х годах помещиками Диштрополевыми. По словам нашего гида Артура Тумакова, ранее – в 1640-х годах – здесь находился другой населенный пункт, которым владел казанский дворянин Савва Аристов. Потом этим местом начали пользоваться служивые татары с 60-х годов 17 века вплоть до 30-х годов 18 века. После них территория перешла во владения Шалишевых. Главным наследством которых стала церковь, построенная в 1765 году на средства помещицы Марии Шалишевой.

Храм имеет два придела. Главный холодный в честь Усекновения Главы Святого Пророка Иоанна Предтечи, придел теплый во имя Святого Николая Чудотворца.

Церковь была закрыта в 40-х годах 20 века. На первый взгляд, она кажется запущенной, но ее потихоньку восстанавливают. Люди несут в храм иконы, монеты. Особенность старинного божьего дома в подлинных крестах 18-19 веков. Удивительно, что они сохранились до наших дней.

Сам населенный пункт – яркий пример вымирания деревни. В нем всего один дом, к селу ведет полевая дорога. Наш транспорт мог застрять, поэтому от асфальтированной дороги до села, мы шли пешком два километра. А вот зимой вряд ли сюда вообще доберешься.

Церковь села Селенгуши особенна тем, что именно в ней крестили в 1900 году Петра Гаврилова – знаменитого кряшена, ставшего Героем Советского Союза. Мы прошли его маршрутом полтора километра пешком от села Селенгуши до деревни Альвидино. Полевая дорога идет по возвышенности, чтобы зимой ее не топило.

Альвидино – родина Героя-кряшена

В Альвидино мы подошли со стороны погоста. В нем находится прикладбищенская часовня, построенная в 2016 году. Своей церкви в деревне никогда не было. Кряшены ходили креститься и молиться в соседнее село Селенгуши. На кладбище также есть крест с полотенцами, который встречается только у кряшен, – это «чачауник» – свидетельство языческого прошлого народа.

Деревня Альвидино знаменита в республике и за ее пределами благодаря своему сыну – Герою Советского Союза Петру Гаврилову. Здесь в 2010 году к 110-летию был открыт музей его имени.

Петр Михайлович Гаврилов из кряшен. Интересно, что в архивных документах его предки указаны под фамилией Волковы. У Петра Гаврилова была тяжелая судьба – незадолго до его рождения умер отец. Мать воспитывала детей одна. С ранних лет он батрачил. Трудности закалили характер Петра Гаврилова. В 1918 году вступил в Красную Армию. После окончания Гражданской войны остался там. Прошел Финскую войну. Незадолго до Великой Отечественной войны, часть, где находился Петр Гаврилов, попала в пограничье в Брестскую крепость.

Краевед Артур Тумаков зачитал воспоминания Героя, написанные им в послевоенные годы:

«Война началась в 4 часа 15 минут 22 июня 1941 года. В это время я находился у себя на квартире в крепости. Все мы спали: я, жена, сын и домработница Лиза. Когда началась война, у меня в квартире воздушной волной бомбы посыпались оконные стекла, от второго взрыва бомбы раскрылись запертые двери. В это время я выскочил с постели, подошел к окну, посмотрел на вид во двор и в направлении внутреннего городка, увидел, как люди бежали, кто в чем, ползали, стонали, слышали безостановочные взрывы. Тогда я семье сказал, что война. Одевайтесь во что лучшее и спускайтесь в подвал помещения, а я пошел выручать полк».

Петр Гаврилов побежал в Брестскую крепость и держал оборону больше месяца. Попал в плен. Был освобожден. Прошел через «сито проверок». Лишь в 1957 году после выхода книги Сергея Смирнова «Брестская крепость» его реабилитировали и в том же году дали звание Героя Советского Союза.

Связь с семьей после войны была потеряна. Петр Гаврилов думал, что жена и сын погибли. Он женился во второй раз. Позже выяснилось, что его первая жена жива, но неизлечимо больна. Петр Гаврилов нашел ее и забрал к себе. Вторая семья ухаживала за ней вплоть до ее смерти. 

На малой родине Героя уже второй год подряд проходит фестиваль «Военные игры «Элбэдэн». Это стилизованная под оборону Брестской крепости историческая реконструкция, на которой принимают участие тысячи человек.

Брестская крепость – ключевое место в жизни Петра Гаврилова. Там разворачивались по-настоящему страшные страницы его трагической судьбы, там они и закончились. По завещанию Героя Советского Союза, он как настоящий солдат был похоронен рядом с боевыми товарищами – теми, кто в далеком 1941 году слег во имя защиты Родины.

Что это – Мешинские перекаты

На обратном пути в Казань остановились в селе Пестрецы у моста через реку Меша. Наш краевед Артур Тумаков отметил, что название села «Пестрецы» - «Питрэч» происходит от видоизмененного кряшенского слова «питрау» - «Петров день». Так ли это, вопрос к профессиональным лингвистам.

В селе есть удивительное и живописное место – Мешинский перекат. Артур Тумаков объяснил, что такое название оно получило благодаря камням, которые задержались в узком месте после смыва плотины, и теперь стали преградой для воды и создали такой красивый эффект. Благодаря этому складывается впечатление, что Меша – река неспокойная, с хитрецой. На ее берегу можно просто посидеть и отвлечься от повседневных забот, бурлящий шум воды способен унести мысли вдаль.

Справка «Туганайлар»

В Пестречинском районе насчитывается 11 кряшенских деревень. В Кряш-Серде стоит посетить музей, родник и церковь. В Альвидино – музей Героя Советского Союза Петра Гаврилова и площадку для проведения фестиваля «Военные игры «Элбэдэн», в Янцеварах – старинную церковь. Не стоит проезжать мимо деревянной мечети 19 века в селе Иски Юрт и старинной церкви 18 века в селе Селенгуши.

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

2

0

0

0

1

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев