Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Обычаи и праздники кряшен, связанные с сезонными изменениями в природе

Поклонения природе, природным явлениям, суеверия издавна сохранились у кряшен. Можно утверждать, что это проявления язычества

Обычаи и праздники, связанные с сезонными изменениями в природе очень интересны. Эти обычаи в основном не имеют отношения к христианству. Поклонения природе, природным явлениям, суеверия издавна сохранились у кряшен. Можно утверждать, что это проявления язычества. И все-таки, они более близки к природе, лучше понимают её изнутри. Рассмотрим несколько таких праздников и обычаев.

Нардуган. Дни Нардуган начинались 24-25 декабря и продолжались 2 недели. Как рассказывают старушки, в эти дни люди переодевались до неузнаваемости и ходили из дома в дом, не говоря при этом ни слова. Потом, накануне Старого нового года, выбирали Нардуган – дом и молодежь, собравшись там, гадали. Для гадания существуют специальные гадальные стишки. Гадали ровно в полночь. Сначала три человека (обязательно один старший ребенок в семье, второй – средний, третий - младший) ходили за водой на родник с условием, что по дороге никто ничего не говорит. Набрав воду, присаживались и прислушивались: лай собаки – к беде или неурожаю. В ведро с водой каждый кидал свое колечко, а также колечко-царь и монету. Закончив гадание, те же люди ходили выливать воду и смотрели. Как выпадет царь-колечко и ляжет монета. По этим приметам загадывали: год будет удачный или нет.

Оло көн (Пасха). В этот день кряшены красили яица и люди, заходя в каждый дом, поздравляли с праздником. Первого вошедшего хозяйка обязательно должна была посадить на перину или подушку. Это делалось для того, чтобы куры снесли много яиц и вывели много цыплят. Каждого вошедшего также угощали вареными яицами. Можно сказать, что этот праздник самый большой не только в значении христианства, а вообще он призывал к чистоте в доме и в душе: перед праздником приводили в порядок, расчищали весь дом, хозяйство, а также причищались сами верующие в церквях. Во второй половине дня собирались все старушки и на природе устривали игры с яицами. Вся детвора собиралась на лужайке, чтобы посмотреть на эти игры.

Җапрак бәйрәме. Каен бәйрәме. Тручын (Троица). За две недели женщины ходят на кладбище с крашеными яицами. По дороге в лес или посадку находят подходящее дерево – березу и, стоя задом кидают в нее яица. На дерево, куда попадает яицо, завязывают ленту или платок и оставляют. В день Троицы (9 недель после Пасхи) молодежь приносит ту самую березу, заранее украсив её своими платками и лентами. Этот праздник поэтому и назывался «Праздник березы», потому что проходил именно во время появления молодой листвы и с христианством это совсем не связано. Взрослые люди в этот день поминали усопших. Молодежь ходила с этим деревом по двору, перед каждым домом останавливались, пели и плясали. Вечером уносили березу к речке, ломали ветки и выбрасывали в воду или же относили на пшеничное или ржаное поле. При выбрасывании веток, каждый загадывал желание и по мере того, сколько ветка держалась на плаву, решали, сбудется оно или нет. Этот праздник еще связан и с землей. По поверьям в этот день и последующий земля отдыхает, набирается сил и, трогать её ни в коем случае нельзя.

Питрау (День Петра и Павла). По христианскому календарю день Петра и Павла празднуют 12 июля, а кряшены Питрау праздновали 14-15 июля и он не имел отношения к религии. Очень много поговорок сохранилось, связанных с этим днем. Например, «После Петрова дня и пташка не поет», «До Петрова дня польза травы в цветках, после – в корнях», «После Петрова дня кончается лето», «После Петрова дня кончается сенокос». Поэтому молодые женщины и девушки с зарей отправлялись на поля и луга, чтобы собрать 12 видов трав с чудодейственными свойствами. Они верили, что выпив отвар из этих трав, все болезни отступят. Также в этот день собирали разные ягоды (землянику, клубнику, смородину и т.д.) и готовили из них угощения: пекли пироги, варили варенья, готовили освежающие напитки. Этих угощении хватало на всю деревню. Считалось, что Святой Петр был сам рыбаком и покровительствовал всем рыбакам. Поэтому рыбаки думали, что в этот день ловля самая крупная. Вечером молодежь устраивала гуляния и выбирали себе невест и женихов. Традиционно считалось, что семьи, зародившиеся под отблеск вечерних костров, становятся очень крепкими.

Источник

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев