Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Обычаи и обряды кряшен

Обычаи и традиции народов в современном мире рискуют уйти в небытие. Много ли из вас тех, кто помнить обычаи и обряды своего народа?

Обычаи и обряды кряшен весьма самобытны и многообразны. Это многообразие находит отражение уже в лексике. Так, например, к свадебным обрядам относится целый ряд терминов и слов, бытующих только в кряшенской лексике: мендәрле кунак - приход гостьи со своей подушкой, это означало, что пришла не просто гостья, а сваха с вполне определенными намерениями; кыз билгеләшу - день помолвки, сговор об условиях и порядке проведения свадьбы; аклашy (ак алыштыру) - предварительный обмен подарками со стороны родственников жениха и невесты; кәбен койу - освящение бракосочетания в церкви, кәбен күлмәге - подвенечное платье; чәч сызыру, баш бәйләү - церемонии подготовки невесты к выходу на люди; урын сорау (патир сорау) - хоровое исполнение шуточных песен родни со стороны невесты с просьбой указать их место в доме жениха, на которые в соответствующей форме дается ответ родственниками жениха; каз чыгару - церемониальный вынос гуся -апогей торжественного застолья, после которого начинается бирнә элү, то есть раздача подарков невесты новым родственникам со стороны жениха и бирнә җабу - преподнесение подарков жениха новым родственникам со стороны невесты и т.д. и т.п. Все это сопровождается исполнением сторонами песен со значением и намеком, с определенным содержанием и выражением различных намерений и ожиданий.

Кунак өйе - это уже дом кыяматлык (посаженной матери), куда идут ночевать после свадьбы жених и невеста; мәрәктә җөру - театрализованно-игровой переход с песнями и плясками из одного дома новых родственников в другой и т.д. и т.п.

Сразу же после свадьбы и уже в ходе торжественного застолья в отношениях и обращениях его участников друг к другу появляются новые слова - термины родства и свойства: кода, кодагый, биагай, җанагай, печкәчә, матур түти, бал түти, җәшь бабай и др., которые сохраняются и закрепляются на всю жизнь. Через не сколько дней или недель новая родня и свойственники справляют уже Кайтарму - ответную свадьбу со стороны невесты. Потом приходит время бәби майы - торжества в связи с рождением ребенка и бала чукындыру (чумылдыру) -день его крещения и наречения имени.

Свадьбы и застолья, конечно же, запоминающиеся в жизни события, но ее основу поддерживали множество различных трудовых обрядов и обычаев: каз өмәсе, йорт күтәрә, дингез боткасы, кыр боткасы, җаңгыр келәwе и т.д и т.п. (см.). - Лит.: Матвеев С.М. Свадебные обычаи и обряды крещеных татар Уфимской губернии. - ИОАИО, т. XIII, вып. 5; Гаврилов Б. Погребальные обычаи и поверья старокрещеных татар с. Никифоровки Мамадышского уезда Казанской губернии. - "Изв. по казанской епархии ", 1874, № 9.

Из книги М.Глухова "Tatarica.Энциклопедия"

Фото: из архива Геннадия Макарова

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев