Туганайлар

Обряды нагайбаков

Обряды, проводимые нагайбаками в определенные значимые даты и события

«Щук буткасы» - проводится во время засухи на берегу реки жертвоприношениями.

«Бала сатыб алыу» - покупка ребенка в семьях, где умирают дети. Сразу после рождения ребёнка забирают от матери и отдают кому-то абсолютно чужому. Через определённое время она стучится в окно и спрашивает:

- Вам не нужен ребёнок? У меня есть для продажи дитя.

Специально для этого случая шьётся лоскутное одеяло. Девочку после этого зовут - Сатук, мальчика - Сатый. В документах стоят другие имена. Если есть возможность, меняют даже дату рождения.

У кого нет детей мужского пола, при желании проводили обряд усыновления (не смогла точно узнать, каким образом, к сожалению, многое уже теряется безвозвратно).

Богатые казаки отправляли вместо своего единственного сына замену, тоже проводился обряд.

«Уле мущасы*»: очищения водой:

- баня для усопших, которая топится в среду перед «чистым четвергом» на страстную неделю;

- топят уже после каждых похорон родственника.

«Кыз мущасы» - перед свадьбой со стороны невесты на девичнике топится баня.

«Җигет мущасы» - топится на мальчишник, перед свадьбой.

«Килен мущасы» - баня, которую топит невеста после свадьбы.

«Бәбий мущасы» - топят баню, когда родится ребенок.

«Казак мущасы» - топят, когда солдат уходит на службу и когда возвращается домой.

Если приехал в гости кто-то издалека, топят баню для гостя.

У нагайбаков (кряшен) топят баню непременно перед каждым праздником, независимо от того, попадает это на субботу или нет, а в субботу, естественно, еженедельная баня.

Когда начиналось половодье, жители сел Кассель, Остроленка, Фершампенуаз выходили всем селом встречать половодье - «Ташыу каршы алыу». Вообще у нас говорят: «Покуда есть не отпетый утопленник, будет стоять засуха» (вода осквернена).

 

*Уле мущасы - баня для усопших.

Из книги «Соты памяти народной»

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: