Туганайлар

Об основании и названии села Кулущи Мамадышского района

По одной из версий название деревни происходит от слов «кол эше» (рабский труд). По рассказам Леонтьева Тимофея Михайловича, жители жили в землянках изготавливали для ткацких станков «клыч» – бердо, приспособление для ручного ткачества в виде частого гребня, отсюда вторая версия названия села «Кулущи»

Проживающий ныне в деревне Усали Мансур Фазылов в свое время (1960 - 70 гг.) интересовался историей родного края, встречался, записывал, печатал информацию в районной газете. Из его записей, по рассказам Максима Матвеевича Усачева, деревня Кулущи образовалась из трех хуторов: Тукмаклы, Әлмәш, Наратлы (хәзерге Югары Оч урамы). По одной из версий название деревни происходит от слов «кол эше» (рабский труд). По рассказам Леонтьева Тимофея Михайловича, жители жили в землянках изготавливали для ткацких станков «клыч» – бердо, приспособление для ручного ткачества в виде частого гребня, отсюда вторая версия названия села «Кулущи».

Есть и третья версия. Когда приехали первые русские землемеры, они были удивлены наличием большого количества родников возле деревни. И они говорили: «Тут одни ключи, а вот тут еще одно ключище!». Местные жители услышали и повторили на свой лад: «Они сказали Кулущи»

Теперь по порядку названий:

1) В 1619 году находилась деревня Кулущи возле речки Берсут;

2) В 1678 г. на этом же месте значится деревня «Малая Сунь», ее жители – новокрещенные;

3) По данным 1742 года в селе «Покровском» проживали новокрещенные татары.

4) 1780 г. – в деревне «Кулущи» также называвшееся село «Покровское» и «Малые Суни» при речке Берсут проживали крещеные татары.

5) 1834 г. – обозначение местности: Казанская губерния, Мамадышский уезд, Покровская волость, деревня Кулущи и Малая Сунь (т.е. с. Кулущи являлось волостным центром).

Попытаемся разобраться и предоставить логическое объяснение:

Что касается хутора Тукмаклы, «тукмак» в переводе с татарского на русский – колотушка. На карте 1795 года обозначена речка «Тукмаклы». В деревне до сих пор говорят: «Тукмаклы тауы» (гора Тукмаклы). Также это место называется «Яшелчә бакчасы». В 1950 – 65 г. это колхозный овощной участок, находящийся между двумя речками.

Любители кладоискатели находят здесь ржавые кованые гвозди, цепи, петли и т.д. – т.е. здесь были места хозяйственных строений. Следов жилых помещений – керамики, домашней утвари, фундаментов домов нет. А возможно, люди жили в землянках на склоне горы?

В архивных записях 1795 года появилось название «Малая Сунь», и в картах 1798 года деревня значится как « д. Кулущи, Малые Суни тожъ». Возникает вопрос: «А где нынешняя Малая Сунь, починок «Байкилде» и «Чучибаш»? В те годы люди часто с семьями, племенами меняли места жительства, искали наиболее удобные места для проживания. К тому же, все переселенцы освобождались от налогов на несколько лет. Вполне возможно, что вновь поселившиеся люди обосновались на другой стороне речки (Инеш) и назвали свое поселение «Малые Суни» и они были мусульманами.

1742 г. – в селе Покровское проживают новокрещенные татары. В начале 1700 гг. в деревне появилась первая деревянная церковь во имя Покрова Божьей Матери – «Покровская». В те времена деревни стали переименовываться по названию церкви – село получило название «Покровское». Этим и объясняется появление православного кладбища возле церкви, и вполне возможно, вынужденный отъезд части мусульманского населения со своим названием «Малая Сунь» на территорию нынешней деревни Малая Сунь. А коренные язычники, а возможно и христиане-несториане, принявшие православие, остались.

Теперь о кладбищах. Территория под названием «Булгар зиараты» является закрепленным и охраняемым исторически объектом РТ. В 1953 году территория кладбища была перепахана трактористом с соседней деревни под посевное поле. Границы удалось восстановить биолокаторами, составлены схемы расположения. Однако при дальнейших исследованиях биолокаторами возникли вопросы – при проверке противоположной территории оврага выявились два участка.

Предполагаемые места захоронений расположены в 3,5 метрах, рядами через 3 метра, направлением на восток, т.е. возможно имеются еще два участка древних захоронений, о которых на сегодняшний день ничего не известно. Можно предположить, что из них один участок – мусульманский. Все это гипотезы – для доказательства нужны археологические работы.

Участок №3 на схеме – «Булгарское кладбище» («Болгар зиараты»). До распашки в 1954 году места захоронений еще прослеживались. Участки №1 и №2 – места неизвестных на сегодняшний день древних кладбищ. На одном из участков могли быть языческие (а возможно, несторианские захоронения), на другом – мусульманские, так как когда-то, как уже было сказано выше, на территории деревни, наряду с коренными жителями, либо язычниками, либо христианами – несторианами, проживали переселенцы-мусульмане.

Из книги В.Л. и В.П.Максимовых "Забытые страницы истории села Кулущи", 2021 год

 

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: