Туганайлар

О веровании кряшен

Верования кряшен испытывали различные влияния. Их упорядочение произошло благодаря принятию этим народом православия. Однако для твердого усвоения православных норм потребовалось введение церковного богослужения на родном языке, которое началось сравнительно поздно

Верования кряшен характеризовались явным дуализмом и синкретичны в своей основе. Объясняется это, прежде всего, их исторической судьбой, большими передвижениями в пространстве и во времени, соседством в различные периоды со многими народами, влиянием разных религий: зороастризма, манихейства, несторианства, тенгрианства, шаманизма, мусульманства и, наконец, - православия.

Остатки влияния всех названных религий проявляются и поныне, как в некоторых обрядах и обычаях, так и в языке, фольклоре. Незабываем среди них культ предков, который проявляется в особо почтительном отношении к тотемической птице - гусю. До сих пор хорошо сохранены все поверья связанные с этой птицей (см.,например, Казга саләм биру), обряды и праздники (Каз чьгару во время свадебном застолья, Каз өмәсе, Килен кайтармасы, в котором самое видное место занимают подушка и перина из гусиного пуха). Существует версия, что название реки Казанка и самого города, на ее берегу, а также десятков возникшего на ее берегу, а также десятков сельских населенных пунктов, расположенных в ее бассейне и вообще в Заказанье, названы в честь гуся.

Несомненно с культом предков связан религиозный обряд Тияберсен итү, когда называются имена не только ближайших родственников, но и обобщенно воображаемый символ всех предков. Реликтами очень далекогозорастрийского восприятия мира являются сходы вокруг костров в лесу (у бондюжских кряшен), летний джиен Чук - у кряшен Западного Прикамья, проводы Костромы во время ледохода (там же) .

Названия некоторых праздников и традиционных обрядов (Ураза, Корманнау и др.) говорят о знакомстве кряшен в какой-то период истории с исламом. Всевозможные  гадания (например, Нугыт карау) и широко распространенное знахарство свидетельствуют об их принадлежности в прошлом к миру шаманизма.

Порядок в религиозное мировоззрение кряшен несомненно введен принятием православия. Однако для твердого усвоения его норм потребовалось введение церковного богослужения на родном языке, которое началось сравнительно поздно - лишь со второй половины ХIХ в. В годы советской власти, особенно в 30-е гг., началась решительная борьба с “пережитками прошлого” , что способствовало только консервации традиционных веровании народа. - .Лит.. Максимов С. Остатки древних народно-татарских (языческий) о веровании у нынешних крещеных татар Казанской губернни. - "Изв. по казанской епархии ", 1876, №№ 19-20; Софийский И. Заговоры и заклинания крещеных татар Казанского края. - "Изв. по казанской епархии", 1878, №2

Из энциклопедии М.Глухова «Tatarica.Энциклопедия»

Фото: из личного архива Геннадия Макарова

 

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Инстаграм, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: