Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Некоторые факты о молькеевских кряшенах

О происхождении молькеевских кряшен историки высказывали различные точки зрения. Некоторые авторы полагают, что представителей этой группы надо рассматривать как отатарившихся чувашей

Как известно, кряшенское население Кайбицкого района известно под именем «молькеевских кряшен» и также представляют собой особую группу со своей исторической культурой. Молькеевские кряшены- численно небольшая локально-территориальная группа, компактно расселенная в Кайбицком районе на крайнем западе Татарстана на границе с Чувашией.

О происхождении молькеевских кряшен историки высказывали различные точки зрения. Некоторые авторы полагают, что представителей этой группы надо рассматривать как отатарившихся чувашей. Другие предпочитают видеть в них татар, испытавших чувашское влияние или считали, что в сложении молькеевских кряшен участвовали как чуваши, так и татары.. По мнению историка Н.И.Воробьева, татары и чуваши молькеевского ареала несут в себе общий корень булгарской культуры [Воробьев, 1929].

Этнографы усматривают аналогии в традиционном костюме молькеевских кряшен и татар-мишарей темниковской группы, а также чуваш-анатри степной группы хирди [Суслова, 1993]. Тесное соседство с чувашами-анатри (многие семьи породнены с чувашами) определяет специфику самосознания, а также песенной групп этой групп кряшен.

Молькеевские кряшены компактно проживают в следующих деревнях: Молькеево, Хозесаново, Большое Тябердино, Старое Тябердино, Янсурино, Баймурзино, Камылово, Кушкуль, Полевая Буа, Старая Буа, Александровка. В различных научных трудах еще называют деревню Старый Курбаш, которое в настоящее время слилось с деревней Молькеево. Численность кряшен в Кайбицком районе насчитывает примерно 3 тыс. человек.

Каждая деревня имеет свою историю образования и развития. Например, существует такая легенда. В народных преданиях говорится, что один пожилой человек Великой Булгарии в тревожное и очень опасное время для судьбы родного народа, в целях дальнейшего сохранения своей династии и своего племени, направил своих трех сыновей в дальние безопасные края – в Заволжье, то есть горную сторону реки Волга. Вручая лошадей, старик напутствовал детей – «скачите до тех пор, пока лошади не помрут в пути». Одновременно он дал наказ сыновьям обосновать пристанище на месте падежа лошадей с дальнейшей организацией там деревень. Отправляя сыновей в дальнюю дорогу, старик долго читал молитвы, просил и умолял Всевышнего помочь его детям. Парней звали Хасан (старший), Малик (средний) и Карабаш (Корбан, Корбангали, младший). Дети с помощью отцовских молитв и напутствий организовали три красивейших деревни – Хозесаново, Молькеево и Старый Курбаш.

Фото: Культурный центр им.Я.Емельянова

Источник

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев