Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Не забывайте про Мәринә

Нагайбакские земли богаты на предания, были и легенды. Мы хотим представить вам быль наших сородичей из Челябинской области, взятую из книги «Соты памяти народной» С.И.Вдовиной

Стук был сильным, Николай сел и взглянул в окно: «Странно, окна были замерзшими...». В круглое оттаявшее пространство в стекле заглядывал бородатый старик с пронзительным и злющим взглядом.

- Бессовестные, у вашего порога собралось столько Горя-Горького,... а вы спите спокойно...

В этих словах было столько отчаяния, что Николай от ужаса застонал и ...проснулся. Мәринә стала тормошить его:

- Коленька? Что? Что с тобой?...

- Сон страшный увидел.

- Видно лёг, не умывшись.*

Часто видевший пророческие сновидения, он до утра пролежал без сна.

- Заходи, милая! Заходи! С мужем приехала? - с такими словами встретила знахарка невиданной красоты молодую женщину.

Казалось, что она в белой пушистой пелене, такая белая, как беленький пушистый котенок, и так неимоверно сильно захотелось погладить зашедшую или хотя бы дотронуться. В огромных, почти во всё лицо глазах, была глубокая-глубокая тоска и жалость. Күрәзә подумала: «Боль в глазах, как у Богородицы в иконах. Такая чисто белая аура бывала только у чистых, безгрешных перед смертью»

- Разговор будет долгий. Любовь ваша переживёт внуков. О ней будут рассказывать из уст в уста, - прорицательница долго и напряжённо молчала, подбирая слова.

- Но я не могу затяжелеть - стесняясь, призналась Мәринә.

- Тебе это и не нужно,- полушепотом произнесла как бы для себя старуха и стала подавать ей какие-то узелки, попутно рассказывая, что и как пить.

Терпеливо объяснила заново и с грустью произнесла:

- Теперь поди, журавушка....

После её ухода тяжело вздохнула и обратилась к мужчине:

- Мужайся. Жить твоей жёнке осталось недолго. К Великому Празднику Всевышний её приберёт к себе. Постарайся голубку причастить, соборовать. Не твоя судьба она! Эта небесная красота, и хрустально-родниковая чистота создавалась Господом как Христова невеста.

- Тётка, ты же говоришь, что наша любовь переживёт наших внуков? Детей-то у нас нет. Мы потому и приехали к тебе.

- Внуки будут у тебя. Над ней, мой сизокрыл, кроме всего прочего провели страшный колдовской обряд из зависти.

- Раз ты так много знаешь, расколдуй, - стал требовать муж, после долгого молчания снедаемый глубокой печалью от услышанного.

- Тише, тише Не кипятись. Захоронили её след с ноги с покойничком. Человек, проделавший это, сильнее меня. Бог потому её и забирает, что не смогли люди сохранить без запятнания такой цветок. Постарайся исполнять все её прихоти Если не исполнишь хоть одну, всю жизнь будешь терзаться.

- Как я узнаю, что пора причастить?...- спросил, сам не понимая зачем.

Когда не сможешь просунуть свою ладонь между её головой и подушкой, знай — пора. Умерла Мәринә в Благовещение, которое совпало с Пасхой.

Мужа от себя не отпускала ни на минуту. Держала его руки в своих холодеющих ладонях. Стоило ему отлучиться звала:

- Зәнекәйем**, где ты?

Все её прихоти были исполнены, кроме одной. Она перед смертью запросилась поглядеть на половодье в своём селе, но из Касселя невозможно было выехать. Тосковала сильно она по родным местам.

В канун Великого Праздника старухи стали шептаться:

-Күзенең нөрө бетте***. К четырём часам утра представится...

Причастилась Мәринә с радостью. Соборовалась, после дала бәхиллек мужу. Немного собравшись с силами, выдавила с глубокой тоской:

- Я так хотела надеть тебе на палец дорогое кольцо, - и с грустью вздохнула, взглянув на свой безымянный палец.

Когда ребятня стала с торбочками обходить дома, Славя Христа и поздравляя с Воскрешением Иисуса, Мәринә не стало.

Казалось, померкло всё... «Ведь и двух лет не прошло, а... - вспомнился мужчине сон со стариком. - Через месяц тёлка, данная Мәринә в приданое, пала во время отёла, не спасли и телка. После горел сарай. После меня ранило, думал, не поднимусь. После преставился старший брат. После ...и не припомнишь всех этих - после, потому как слились они в один общий поток бед и несчастий. Нет, не смогу я жить без неё...».

Через год, во время приготовлений к поминальной тризне, мать попросила Николая занести из чулана стакан сушеных ягод. Принёс и высыпал содержимое из кружки в тарелку, среди ягод что-то блеснуло - это было золотое кольцо. Повернувшись к домочадцам:

- Кто терял?.. Сөйөнөщ!

И неожиданно для себя улыбнулся в свои пушистые лихие казачьи усы: «Откуда в нашем дому взяться золоту?» Расспросили всех, ни у кого не терялось колечка. После поминок перед самым рассветом увидел Мәринә:

- Зәнекәйем, не грусти так сильно, не то головой заболеешь, - и грустно улыбнувшись, стала таять в предрассветной дрёме.

- Не останусь, не проси.

- Почему ? Я так по тебе тоскую.

- Тоской своей меня тревожишь, поэтому я и пришла проститься. У вас тут много зла... у нас этого нет. Тороплюсь я... Прощай! Колечко златое прими на память...

Завёл Микулай обычай ежегодно справлять тризну по приснопамятной жене.

Женился после её смерти только через пять лет. Увидел на утырыу круглолицую девицу с румянцами во все щеки, так и не смог отвести от неё глаз. Казалось, что в её глазах играет само солнышко, до того они блестели радостью и весельем. Аж сердце заныло, показалось, будто Мәринә шепнула на ухо:

- Это твоя судьба! Не упусти!

Вторая жена Елизавета попалась здоровая, жадная до работы, расторопная, весёлая, задорная. Была плодовитой и нарожала четырёх дочерей и двух сыновей. Внуков уже полон дом. Как все вместе сойдутся - шум и гам, чисто как на базаре.

Думая о детях и внуках, старик радостно заулыбался. Одно плохо, теперь уж Советское время и не причастишься, не соборуешься. Ночью, когда понял, что у него времени остаётся мало, благословил детей. Попросил Лизоньку простить за обиды, чаянные и нечаянные, а особливо за то, что так и не смог разлюбить первую жену.

- Ты уж не забывай про Мәринә, Лизонька....

Елизавета пережила почти на три десятка лет, но ни раз не забыла править тризну по Мәринә. Умирая, завещала справлять ежегодно поминки и заказывать поминальные службы младшей сестре. Та передала эстафету своей дочери Нюше, она же передала «палку эстафеты» мне.

 

*Нагайбаки верят, что таким нехитрым способом можно снять тяжесть предсказания данного во сне.

**Зәнекәйем - любимый, душа моя.

***Күзенең нөрө бетте - в глазах живой блеск кончился.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев