Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Назаровка хранит культурные традиции

В статье рассматриваются особенности традиционной культуры жителей Назаровки, проводятся аналогии с кряшенами других мест

От местных жителей автор слышал предание, согласно которому, начало поселению положили три брата Тазовы - Назар, Алексей и Тимофей, которые пришли со своими семьями в эти места с территории нынешнего Татарстана, из деревни Нарат Асты (ныне Сармановского района). Были они беглыми крестьянами. Сначала братья поселились севернее нынешней Назаровки, но их прогнали жившие там татары, когда узнали, что переселенцы – крещеные. Наконец, они оказались на территории современного Клявлинского района. Эти места очень понравились братьям: здесь было много родников, вокруг шумел лес, полный дичи, грибов и ягод, и в нем легко было укрыться от возможных преследователей. В лесу, по преданию, находилось огромное болото, которое впоследствии высохло. Братья вырыли землянку и стали жить на новом месте. Затем к ним присоединились другие беглые. Постепенно появились избы, образовалась деревня, которая получила название по имени старшего брата Назара. 

Основным строительным материалом для жилищ служило дерево, а крыши крыли соломой, придавливая сверху жердями. Сараи и заборы возводили плетневыми. И ныне в основном строят деревянные дома под железом или шифером. Немало их украшено прекрасной резьбой. Почетным местом в доме является красный угол, где находятся иконы. Сохранились многие предметы быта, различные изделия, сотканные или вышитые в домашних условиях. Их воспроизведением являются поделки современных народных умельцев, среди которых нельзя не отметить прекрасные деревянные изделия Василия Петровича Афанасьева.

Хозяйство жителей Назаровки было основано на сочетании растениеводства и животноводства. Сеяли зерновые — рожь, овес, гречку, технические культуры – лен и коноплю, садоводство и огородничество были развиты слабо. Из домашних животных разводили лошадей (в пищу их не употребляли), коров, овец, свиней. Подсобное значение имели охота, сбор ягод и грибов. 

В национальной одежде кряшен немало общего с одеянием татар-мусульман, а также чувашей, марийцев и некоторых других народов края. Вместе с тем, ей присущ ряд специфических черт. Например, комплект кряшен отличался от татарского наличием пояса (эзэр), и широким использованием аппликации. Девушки волосы не покрывали, а женщины носили сороку из волосника (мелянчек) и повязки либо покрывала. Украшения отличались большим разнообразием: в их набор входили серебряные монеты, ювелирные поделки с использованием бисера и мелких кораллов, браслеты, серьги, накосники, головные повязки. Указанные элементы одежды и сегодня сохранились в домах пожилых женщин Назаровки. 

Специфическими блюдами кряшенской кухни являлись студень из головы и ног животных и кушания, приготовленные из крови. Последняя использовалась в колбасах, но более широко применялась в жареном виде. Во время забоя скота кровь собирали в посуду, процеживали сквозь сито и заправляли солью. Кряшены, в отличие от татар, употребляли в пищу различные виды лесных грибов’. Кроме того, у них распространены такие яства, как блины, лепешки, бялеши, шишара (круглые шарики из теста, в масле).

Популярны в Назаровке православные праздники. А самый, пожалуй, любимый из них - Троица. Накануне ее, в Родительскую субботу, вечером принято было жечь костры и бросать в огонь старые вещи. Во второй половине прошлого века этот обычай изменился. Вместо разных вещей стали сжигать старые колеса. В специально отведенном месте, на горе,  их складывали,  обвязывали сухими растениями, поджигали, а затем с помощью длинных палок с двух сторон скатывали вниз. Этим занимались юноши или мужчины, а женщин и девушек не допускали. И по сей день эта традиция не утратила своей привлекательности. На “катание колес” (так это действо называют жители Назаровки) собираются не только  жители этого села, но и их родственники, друзья, жители соседних деревень, и гости из других районов.  Современность внесла изменения и в это мероприятие – теперь вместо колес снаряжают баллоны, на гуляния приглашают исполнителей из города, устраивают музыкальное сопровождение. 

Троица проводится как Праздник берёзы (Каен байрамы). Девушки идут в лес «завивать» берёзу: украшают её лентами, платками, полотенцами. Утром приносят из леса берёзовые ветки, и завешивают их в домах, на воротах. Характерным является также обряд, когда пожилые люди срубают самую красивую молодую берёзку, украшают её и носят по улицам с песнями, а затем опускают в воду. Этот праздник бытует и у жителей кряшенских поселений за пределами Самарской области

Тем не менее следует, однако, отметить, что, несмотря на праздничное величание берёзы, у местных жителей она считалась деревом печали, и её не принято было сажать возле дома (Но сейчас это не соблюдается).

На Покров жители Назаровки ходят в гости, принимают родственников из других населенных пунктов, в том числе из Татарстана. К этому дню готовится много праздничных блюд, но главным украшением стола является курица. По древнему обычаю после угощения хозяевам дома поются хвалебные песни.
На Рождество, как и в других местах проживания кряшен, принято проводить гадания на кольцах. По традиции эта церемония организуется в новом доме. Собравшиеся на девичник снимают колечки и опускают их в ведро с водой. Ведущая поочерёдно достаёт их, и не объявляя имени владелицы, просит исполнить песню с пожеланиями, каковых в кряшенском фольклоре бесчисленное множество. Считается, что выпавшая на долю той или иной девушки песня-пожелание является предсказанием её судьбы.

Отмечают назаровцы также Масленицу со всеми её атрибутами - общими гуляниями, катанием на санях с гор и традиционными блинами. Кульминационным моментом праздника является сжигание чучела, что символизирует прощание с зимой. 

Из старинных обрядов жива процедура вызывания дождя. Засушливым летом люди идут к речке, варят кашу из пшена, угощаются ею, совершают молитву, прося дождь, обливаются сами и обливают друг друга водой. Последний раз такие обрядовые действия были совершены в Назаровке летом 2010 года. 

Среди семейных обрядов самыми привлекательными являются свадебные церемонии. У жителей Назаровки, как вообще у кряшен, они представляют собой своеобразные процедуры сватовства, выкупа невесты и переезда её в дом жениха с приданым в традиционном сундуке, одариванием родственников жениха рукодельными подарками, красочным гулянием с обильным песенным застольем проверкой невесты на её умение готовить пищу управляться с домашним хозяйством. 

Надо сказать, что народно-музыкальное творчество является неотъемлемой составляющей повседневной жизни кряшен. Олицетворением его по праву считается фольклорный коллектив «Натукай» Назаровского сельского дома культуры (директор Веселова Ульяна Ильинична, художественный руководитель Савельева Дарья Александровна). Он создан в 2011 году и назван так в память о старинной песне, которую пели только здешние кряшены, Выступая на праздниках в национальной одежде, исполняя традиционные песни и танцы, они активно способствуют сохранению и поддержанию родной культуры. 

Несколько лет назад о Назаровке узнал народный артист Республики Татарстан Виталий Васильевич Агапов. Он изучает историю и культуру кряшен, разыскивает по всей стране их поселения, приглашает фольклорные коллективы на различные фестивали. В 2011 году В.В. Агапов посетил Назаровку и был удивлён тем, как местные жители сумели сохранить особенности народной культуры кряшен. Его общение с коллективом «Натукай» способствовало их творческому сотрудничеству. В 2012 году по приглашению В.В. Агапова «Натукай» выезжал на ежегодный песенный фестиваль кряшен «Нардуган», где был удостоен грамоты. Затем коллектив из Назаровки принял участие в работе Всероссийского фольклорного фестиваля «Тугэрэк уен», и стал лауреатом второй степени. 

Отрадно, что фольклорный коллектив «Натукай» не замыкается в кряшенском культурном пространстве, а пользуется любой возможностью межэтнического взаимодействия. Наглядным тому подтверждением являются успешные его выступления на первом областном Сабантуе в Камышле в 2013 году, а также на районных и сельских разнонациональных праздниках. Это служит расширению и углублению диалога культур, ибо в Назаровке, кроме кряшен, живут русские, чуваши, мордва, азербайджанцы... В селе нередки межнациональные браки, а один его конец называется чувашским. Местный краевед Михаил Егорович Тазов отразил это в стихотворении «Назаровка», показав, как люди живут здесь одной семьей. 

Сохранённые и интенсивно развиваемые образные этнокультурные традиции многонационального населения Назаровки представляют большой интерес. Без сомнения это уникальное село может и должно стать объектом этнического туризма, предусматривающего ознакомление и взаимообмен традиционными культурными ценностями  различных этносов.

Михаил Кржижевский, Кряшеноведение, 2014 год

Фото: Информационный портал "Все мы - Россия"

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев