Туганайлар

Нагайбаки: прошлое и настоящее

Нагайбаки - это уникальный народ, с особой исторической судьбой. По сей день они бережно хранят традиции "большой земли"

Судьба этнической подгруппы кряшен, которая долгое время находилась в казачьем сословии и известна под названием нагайбаки, сложилась при постоянно изменяющихся условиях исторического, социального, конфессионального развития России. Нагайбакское население проживает ныне в полутора десятках селений, расположенных в предгорных и степных районах Южного Урала (Челябинская область). Оно до сего времени хранит память о своем историческом прошлом. Изложим вкратце суть этих исторических преданий, ибо это знакомство может дать ключ к пониманию многих сторон своеобразия традиционного искусства этой этнографической группы.

Спустя почти столетие после событий 1552 года и покорения Казани Иваном Грозным предки нагайбаков еще продолжали жить в Заказанье (Дубъязский, Арский, Балтасинский, Сабинский районы). Нагайбаки бережно хранят оставшиеся в памяти названия этих деревень. Например, Кили (Килеево), Балыклы, Курса (Курчеево), находящиеся ныне в составе Арского и Балтасинского районов Татарстана. По мнению ученых-диалектологов именно от времени проживания нагайбаков в Заказанье они до сего времени сохраняют в своих говорах черты фонетики, характерные для татар-кряшен и татар-мусульман зеленодольско-мешинского ареала татарского языка, с явными признаками ногайского языка.

В народных праздниках, фольклорных персонажах нагайбаков Южного Урала зафиксировано присутствие элементов ногайской культуры Приазовского региона. Например, 'ряженый', а также 'свадебный шут' нагайбаков в частности, называется 'пипарат'. Этимология этого термина не расшифровывается с позиций тюркского языка. Этот термин совершенно конкретно связывается с названиями действа и обрядами ряженых и обливания друг друга водой у гагаузов, приазовских ногайцев, возникшие у них под влиянием культурных связей с соседними романскими народами, в частности с молдавско-румынским праздником 'папаруда'. Такое совпадение названий 'пипарат' у нагайбаков и 'папаруда' у молдаван объяснимо и с позиций истории сложения татарского этноса Заказанья. Широко известно, что хан Улуг Мухаммед в XIV веке переселил желающих жителей Приазовья, в том числе и жителей из города Килия, в пустовавшие в это время земли Заказанья. После миграции части ногайцев в Среднее Поволжье они со временем смешались с местным населением, но общетюркские, особенно ногайские, а также огузские элементы в культуре казанских татар еще более усилились.

О последующем переселении части татар Заказанья в земли по рекам Ик и Сюнь пишет нагайбакская дореволюционная исследовательница Е.А.Бектеева. Она опиралась на сохранившиеся у казаков-нагайбаков исторические материалы: 'Казань взята царем Иоаном Васильевичем Грозным 1 ого Октября 1552 года, тогда и ногаи окрестились, записались в подушный оклад и переселились на свободные башкирские земли... в числе крестившихся нагайбаков были и татарские мурзы'. По историческим документам, новообращенное в христианство население Заказанья стало переселяться в 1736 году по указу императрицы Анны Иоановны. Их было велено определить в службу казацкую по Мензелинскому и по строящимся новым городам в вершинах реки Ик, между крепостями Уфы, Мензелинска и ясак с них снять.

Начиная с 1842 года нагайбаки были переселены на Южный Урал, где они живут по сей день. Это Нагайбакский и Чебаркульский районы Челябинской области.

Сложная историческая судьба культуры нагайбаков привела к появлению в их искусстве нескольких историко-стилевых пластов.

Древняя и средневековая этническая культура

Этот пласт искусства достался в наследство нагайбакам от их тюркских предков, т.е. кипчаков, булгар, ногайцев, татар Казанского ханства; от части тюркизированных финноугорских народов Прикамья; от результатов культурного взаимообмена с искусством таких тюркских народов как северо-западные башкиры (в XVIII в.), казахи Южного Урала (XIX в).

Казачья культура

Этот пласт искусства нового времени, сложился у нагайбаков под влиянием вокального и инструментального искусства уральского и оренбургского казачества (в XVIII - XIX вв.).

Необходимо обозначить и об особенностях взаимоотношений между нагайбакским и общетатарским традиционным искусством в новое и новейшее время.

Новое время (ХХ век)

Основные параметры музыкального стиля общетатарского национального музыкального творчества нового времени сформировались в эпоху сложения татарского этноса как нации, когда нарушились многие особенности местных локальных (диалектных) традиций и они заменялись общеупотребительными нормами новотатарской лирики и характерной для нее музыкально-интонационной и вокально-стилевой лексики. У татар-нагайбаков Южного Урала, отсутствовал необходимый уровень коммуникационных связей с общетатарским массивом на уровнях: экономики, сети внутринациональных общеобразовательных учреждений, культуры и искусства, а также общеконфессиональных интересов. В результате этого нагайбакская культура не смогла войти в оборот исторического процесса обновления, перехода на новый уровень в развитии общенациональной культуры татарского народа, происходившего от середины XIX века.

Новейшее время

В настоящее время становится весьма актуальным включение материалов традиционного искусства нагайбаков, как и других этнических групп, в оборот развития общетатарской культуры. Это необходимо сделать из конкретных целей и задач, стоящих на повестке по популяризации духовного наследия, ранее не задействованного в культуре, а также и удовлетворение культурных потребностей татарского общества в расширении рамок имеющегося культурного потенциала народа. С одной стороны, это обогатит, обновит современную общемузыкальную палитру традиционного национального искусства, а с другой стороны, это может создать предпосылки для интеграции нагайбакского населения, как и представителей остальных этнических групп народа в общетатарское культурно-информационное пространство.

Геннадий Макаров

01.12.2002

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: