Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Начало богослужений на церковно-кряшенском языке

Богослужения на родных языках распространились весьма широко и совершались вплоть до 1920-х годов, когда началось всеобщее гонение на Русскую Церковь

В 1869 году состоялось первое богослужение на кряшенском языке. Совершил его иеромонах Макарий (Невский) — алтайский миссионер, будущий святитель Московский, готовивший в Казани издание учебных пособий для алтайцев и шорцев. Он высоко оценил усилия Н. И. Ильминского по разработке алфавита на основе кириллицы и перенимал опыт казанских просветителей, много времени проводил в Центральной крещено-татарской школе. Получив благословение Казанского архиепископа Антония (Амфитеатрова), в первое воскресенье Великого поста 1869 года было совершено богослужение на кряшенском языке в храме в честь Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, находившемся в непосредственной близости от школы. На богослужение, кроме учителя Василия Тимофеева и воспитанников школы, прибыли из деревень их родственники, на всех присутствовавших служба оставила неизгладимое впечатление. Слово Божие было услышано на родном языке, осмыслено, понято, воспринято. Безусловно, участие в богослужениях на родном языке стало поворотным моментом в деле христианизации кряшен.

Когда отцу Макарию пришло время уезжать из Казани, по ходатайству Н. И. Ильминского учитель Василий Тимофеев был рукоположен в священный сан и стал первым священником из кряшен, хотя и не принадлежал к духовному сословию и не получил духовного образования. Поскольку совершение богослужений на родном языке имело неимоверный успех, было принято решение о возможности рукоположения в священный сан представителей малых народов, соответствующих каноническим требованиям, получивших образование и знавших русский язык. Богослужения на родных языках распространились весьма широко и совершались вплоть до 1920-х годов, когда началось всеобщее гонение на Русскую Церковь. За эти полстолетия православная вера прочно укоренилась в сознании народов Казанского края, что подтверждают последующие события, когда, несмотря на усилия богоборческой власти, люди продолжали почитать православные праздники, сохраняли христианские традиции, держали пост, пели богослужебные песнопения, переписанные вручную со старых книг.

Николай Ильминский, святитель Макарий и отец Василий Тимофеев почитаются как апостолы кряшенского народа.

Протоиерей Алексий КОЛЧЕРИН

Фото: Казанская православная духовная семинария

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев