Туганайлар

Моя деревня Молькеево

Сочинение слушателя 1 курса Казанского кряшенского педагогического техникума Василия Петрова «Моя деревня (с. Молькеево Старотябердинской вол. Цивильского у. ЧАО) (1921 г.)

В Каз[анской] губернии, [в] Цивильском уезде, в Старо-Тебярдиновской волости, на границе Тетюшского уезда, находятся исключительно 5 кряшенских деревень: дер. Хозесаново, с. [Старое] Тябердино, дер. [Янгозино-]Суринское, дер. Старые Курбаши и с. Молькеево, в котором живу и я. Еще в Тетюшском уезде находятся 4 кряшенские деревни и одна мусульманская деревня – дер. Чутеево (если по-татарски — Мишәр). В с. Молькеево, в котором живу и я, живут исключительно кряшены. Эта деревня находится на притоке реки Кубня - на Урюме. В версте от нашего села находится красивый небольшой лес, и около леса есть овраг, который по-кряшенски называют Иске йорт. По словам стариков, видно, что прежде здесь жили предки [жителей] с. Молькеева, но когда им стало жить трудно, то есть когда высох ручеек, они переселились [на место] около реки Урюм. Рядом с этим оврагом, около леса, находится место, которое называется Чуаш капкасы, то есть чувашские ворота. По словам стариков видно, когда предки [жителей] с. Молькеево кряшены жили в овраге (Иске йорт), к ним хотели переселиться чуваши, предки [жителей] д. Ишинска*, но наши предки-кряшены не пускали их. Они пошли обратно на север и поселились около речки (Инеш елгасы), которая в настоящее время находится у дер. Ишинска. На западе от нашего села находится старое кладбище, которое в настоящее время называется Татар мазары — Татарское кладбище. В полуверсте от этого кладбища находится возвышенное место (Өч түбә – место). На востоке от нашего села находится большая гора (Печмән тау), а рядом с ним [растет] сосна, где преңде было место кормана.

Крестьяне нашего села главным образом занимаются земледелием, пчеловодством и другими. Крестьяне празднуют все православыне праздники и отчасти вспоминают языческие праздники – Яңгыр боткасы. Прежде чем варить, говорят на сходке, а дальше начинают собирать с каждого дома крупу, масло, молоко, соль и другие [продукты]. Кашу обыкновенно варят в поле около реки или около родника. Когда каша бывает готова, три старика молятся по-своему, раздают кашу. Кашу частью едят около котла и половину берут домой. Этот корман — прошение от Бога дождя. Еще другие праздники — Питрау боткасы, Сабан боткасы и др.

В кратких чертах обрисовал местность и жителей нашей деревни.

Источник: НА ЧГИГН. Отд. I. Фонд Н.В. Никольского. Ед. хр. 309. Л. 5-8.

*Так в тексте. Имеется в виду дер. Новое Ишино.

 

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны “Туганайлар” сайтыннан һәм “ВКонтакте”, “Инстаграм”, “Одноклассники” һәм “Фейсбук” социаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Яналыкларыгызны 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: