Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Молодые ученые о кряшенах: Светлана Белоруссова

Светлана Белоруссова на протяжении семи лет изучает этническую историю нагайбаков, в 2017 году она успешно защитила кандидатскую диссертацию «Динамика этничности нагайбаков в XVIII–XXI вв.». В последние годы молодой ученый активно интересуется кряшенами, а именно тем, как они представлены в виртуальном пространстве

«Я освещаю тему сегодняшнего позиционирования кряшен в современности, в том числе в виртуальной среде. Мы смотрим, какие механизмы используют кряшены для отстаивания своей самобытности, позиционирования себя через какие-то группы во ВКонтакте, в Инстаграм, через мемы, хештеги. Мы изучаем крящен в общем контексте с другими народами. Они в отличие, например, от родственных нагайбаков активно позиционируют себя в сети. В этом смысле интересно за ними проследить», - рассказала Светлана Белоруссова.

Кряшены активно используют такие хештеги, как #кряшены #якряшен #минкряшен #керэшеннэр #керәшеннәр для представления себя в виртуальности. Наиболее популярный из них, как отмечает исследователь в статье «Хештеги и этничность», - это хештег #кряшены. Он упоминается в Instagram в 2852 публикациях, во ВКонтакте — в 745 постах, в «Одноклассниках» — в 61, а в Facebook (Фэйсбук) — в 42.

Во всемирной паутине сидит не только молодое, но и старшее поколение. Они показывают свою этническую принадлежность помимо хештегов, с помощью других инструментов. Светлана Белоруссова вспомнила, что пользователь социальной сети «ВКонтакте» Лидия Карпова из села Ляки Сармановского района при публикации постов использует только шрифт церковно-кряшенского языка. Это тоже позиционирование себя в виртуальном пространстве.

По замечанию автора статьи «Хештеги и этничность» хештеги с кряшенской тематикой выполняют две основные функции: демонстрация этнической группы во внешнем пространстве и сохранение ее внутреннего единства.

На вопрос «Зачем нужны хештеги с кряшенской тематикой?» респонденты ответили следующим образом: «Чтобы знали, что мы есть», «чтобы люди знакомились с нашей культурой», «чтобы пройти по хештегу и увидеть, чем живут кряшены», «для продвижения кряшен, чтобы больше людей знало о нас» и «вообще сколько нас есть».

Нужна ли киберэтнография? «Этнография перейдет в исследование виртуальности. И это просто вопрос времени. Сегодня мы не проводим те обряды, которые проводили наши бабушки, потому что это уходит. Жизнь меняется, появляется новое. Этничность штука подвижная. То, что мы делаем, вызывает интерес у людей», - ответила Светлана Белоруссова.

«Тема виртуальности очень обширна. Мы только начали. Тема про #силукряшен, которую изучали, например, в прошлом году, уже устаревает, так как статистика, представленная там, уже не актуальна. Наша задача – успеть проследить за современностью. Виртуальное исследование – это интересное дополнение к полевому исследованию», - подчеркнула ученый.

Светлана Белоруссова планирует продолжить изучение позиционирования кряшен в виртуальной среде в переплетении с современностью. «У меня есть определенная точка зрения, что каждый сам определяет, кто он. В истории не докопаешься, нет четких критериев, потому что мы про людей говорим», - заключила исследовательница. Необходимо изучать народы России, чтобы знать, как они себя идентифицируют.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев