Туганайлар

Кряшены танцуют, в глаза смотрят

Интервью с Артуром Поляковым об особенностях кряшенского танца

Слово «берменчек» переводится на русский как первая весенняя верба - вербица. Именно такое название носит государственный фольклорный ансамбль кряшен. «Идея этого названия в том, - начинает свой рассказ заслуженный работник культуры РТ, директор коллектива Артур ПОЛЯКОВ, - что верба - это возрождение, новизна, пробуждение. В широком смысле весна, ясность. теплота, надежда. Все эти эпитеты подходят как для всех кряшенских танцев, так и для нашего коллектива в частности. Этим названием мы обязаны кандидату искусствоведения, заслуженному деятелю искусств Татарстана Геннадию Макарову».

«Берменчек» поет и танцует уже почти 12 лет. За это время кряшенский коллектив становился лауреатом Всероссийского конкурса «Интерфолк» и Международного конкурса «Алтын майдан», дипломантом международных конкурсов «Дукаст фест» (Басния и Герцеговина) и «Бююкчекмаджи» (Турция).

- Культурное наследие кряшен, - продолжает Поляков, - неоднородно, оно имеет свои региональные особенности. В разных районах отличаются говор, одежда. традиции. И танцы в том числе. Есть разные подгруппы: кукморская, пестречинская, менделеевская, мамадышская. елабужская... В этих регионах кряшены водят хороводы восьмерочкой - сигезле бию.

А вот я, например, представитель молькеевских кряшен, у нас такого нет. Но из-за близости границы с Чувашией можно видеть, что в танцах и в костюмах наши народы друг на друга повлияли. Конечно, любой народ мира выражает себя в своей хореографии: движения, жесты, это все проявление характера и отношений, внутреннего состояния партнеров. Так же и для кряшен танец - это язык общения: если танцуют мужчина и женщина, используется язык любви. Если два мужчины, они соперники, значит, будет демонстрация собственного достоинства. Или, например, при сватовстве есть свои знаки, которые подаются в танце. Когда шли просить руки и сердца, правую штанину заправляли в сапог, а левую оставляли так. И в таком виде танцуя заходили в ворота и потом в дом. И каждый точно знал: сваты идут. Это, кстати, и до сих пар так делают. Вообще, принципиально для кряшен, что танцуют, глядя друг другу в глаза. И никогда не станут танцевать с тем, с кем поругался и кого недолюбливают. Партнером гложет быть только тот, кого уважают и любят.

- А какие черты характера присущи кряшенам и как это проявляется в танце? - спрашиваю я.

 - Наш народ очень спокойный, позитивный и открытый, и в танце именно это отражается - спокойствие души, нет агрессии, все плавно. с любовью! У нас говорят «салмак ипляпь», то есть тихо-тихо. вот так доводя с оттяжкой движения. В одной из этнографических экспедиций в деревню Ташкирмень Лаишевского района мы познакомились с самобытным танцем, которым назывался каш капию. Он исполняется под звук, извлекаемый ножом из самоварной трубы, так задается ритм. Но главный элемент танца: ноги вообще нельзя поднимать, передвигаться только скользящим шагом.

Есть, конечно, в некоторых танцах топот, подобный тому, как это бывает в марийских или удмуртских танцах, это, я думаю; из язычества осталось, когда таким топотом распугивали нечистых духов. С этим топотом связан один из наших лучших номеров, наша визитная карточка, можно сказать, танец «Лапти» - «Чобота». Когда на международном фольклорном фестивале в Боснии мы представляли Россию, именно его показали. Когда в лаптях, все в унисон. мы наше кряшенские дроби ногами выдавали... Просто порвали зал, - улыбается Артур. - После выступления каждый подходил: «Откуда вы? Что это за обувь у вас на ногах?»

Роман Усачев, фото Александр Румянцев, Наталья Вяткина, «Наш дом – Татарстан», март 2020

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: