Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Хранители села – его люди: как елабужские кряшены поддерживают жизнь деревни

Изобретатель лошемобиля, окамобиля, передвижной бани, инициатор создания трех музеев в марийском селе Старый Куклюк и сооружения памятников, - это все об одном человеке – Иване Мельникове, более сорока лет работающем в сельской школе и возглавляющего ее более тридцати лет. Он – феномен не только родной кряшенской деревни Черкасово, но и всего Елабужского района

Черкасово – родина Мельниковых

Доподлинно неизвестно, откуда произошло название деревни Черкасово. Исследователь Вертников пишет, что хан Улу-Мухаммед привел в этот край 2 тысячи казаков. Родственные татарам по языку, они составили первую и самую надежную гвардию хана, несмотря на принадлежность их к православной вере. Писатель Максим Глухов в своей книге «Судьба гвардейцев Сеюмбеки» пишет, что слово «черекусы» обозначает «казаки, бойцы, военные люди». Это слово видоизменилось в «черук каз» - «черукас» - «черкас». Возможно, так появилось название деревни.

По данным «Татарской энциклопедии», деревня Черкасово была основана в 18 веке. В 1855 году она стала волостным центром и объединила сорок пять деревень – кряшенских, удмуртских, марийских, татарских и русских. «Почему именно Черкасово стало центром? Потому что, во-первых, удобное местоположение, во-вторых, добротная дорога», - пояснил наш спутник Иван Мельников.

«Здесь располагались волостная тюрьма, клуб, пожарная каланча, школа, магазин. До войны здесь было 180 дворов. При мне было 60 дворов, школа и магазин. Сейчас в деревне живет 18 человек, есть 12 домов, газ, вода, только людей нет…», - продолжил свой рассказ Иван Мельников. По его словам, жители Черкасово были высокими, голубоглазыми, работящими, здоровыми кряшенами. Они отличались строгостью, никого не боялись.

Предки нашего собеседника были зажиточными людьми, но благодаря хитрости и смекалке смогли избежать раскулачивания. Когда-то у них была своя мельница. Отсюда и пошла фамилия Мельниковых.

Родник

Этнотуризм в деревне

Иван Мельников стоит у истоков создания этнотуризма не только в родной местности, но и во всем Татарстане. На сегодняшний день елабужские деревни посетило более 15 тысяч туристов. Это немцы, турки, китайцы, азербайджанцы и представители других народов. Окунаясь в деревенский колорит, туристы катаются на лошемобиле и окамобиле, изобретенными Иваном Мельниковым, доят коров, коз, знакомятся с деревенским бытом.

Наш герой не только развивает этнотуризм, но и следит за благосостоянием деревни. Благодаря его инициативе был поставлен поклонный крест, камни, лежащие у его основания, обладают уникальным свойством – они согревают руки при поднесении ладоней. Местная Ванга сказала, что здесь нашли озоновые дыры.

Недалеко от поклонного креста, внизу, спустившись по лестнице, можно увидеть не просто родник, а целый комплекс, где есть домик с символикой кряшен – подсолнухом и белым гусем, сооружение для будущего купеля, часовня с образом Богородицы. Особенность этого родника заключается в том, что он впадает в Каспийское море. А происходит это таким образом: воды родника впадают в реку Куклюк, Куклюк в Умяк, Умяк в Вятку, Вятка в Каму, Кама в Волгу, Волга в Каспийское море.

Поклонный крест

Три музея в Старом Куклюке

Кряшен по происхождению Иван Мельников является председателем марийского общества! Он активно работает не только в продвижении в массы кряшенской культуры и истории, но и марийской. Иван Мельников много сил и труда вложил в создание музеев при школе: краеведческого и форменной одежды, а также марийского подворья. Им собран богатый материал по истории деревень Елабужского района, о людях, оставивших зна- чительный след в истории родного края.

В музее форменной одежды хранится внушительное число образцов одежды: тут форма космонавта, генерала, пожарника, газовика, медицинского работника, полицейского, летчика, таможенного работника соседствует с национальной одеждой кряшен, казахов, татар. Кряшенская одежда дарована музею жительницей села Мишкаовраг.

В мечтах у Ивана Мельникова собрать национальную одежду всех бывших союзных республик. Он начал собирать форменную одежду три года назад. Теперь коллекционирует и часы. Например, в музее, кроме прочих, есть часы подводника. В основном люди приносят экспонаты в дар. Еще директор старокуклюкской школы собирает головные уборы – тюбетейки.

Краеведческий музей посвящен быту и культуре марийцев. Посетители могут ознакомиться с обиходной жизнью, орудиями труда финно-угорского народа, во многом схожего с кряшенскими. В музее можно найти уголки, посвященные нашему народу, например, информационный лист об участниках войны в Афганистане. Музей, посвященный исключительно быту кряшен, планируют открыть в скором времени в селе Большой Шурняк.

Иван Мельников у памятника репрессированным

Марийское подворье – это комплекс экзотики для неискушенных деревенской жизнью туристов. Здесь есть баня по-черному, баня на колесах, дом с образцом быта марийцев.

Кроме музеев, в селе Старый Куклюк расположены семь памятников: ангел-хранитель деревни, памятник тру- женикам тыла, детям войны, репрессированным, пограничникам, памятник картошке, участникам войны.

Самый необычный из них – это памятник картошке. Он представляет собой комплекс орудий для посадки картофеля и собственно корзинку с главной едой деревенских жителей.

Не в каждом населенном пункте есть памятник труженикам тыла, детям войны. И тем более редко встретишь памятник в честь 100-летия образования пограничной службы пограничников всех поколений.

Монументом, хранящим печальные страницы истории деревни, является памятник репрессированным. На нем высечены имена 112 человек. Это семьи раскулаченных, расстрелянных и высланных в течение 1931-1950 годов. Иван Мельников рассказал истории о некоторых из них: «Вот Березкины. Их отец был кулаком. Его отправили в Сибирь. Жена осталась с четырьмя детьми. Кормить их было нечем. Тогда она украла зерно с поля, набив им карманы. Ее поймали и расстреляли. Не менее печальная судьба у Окуневых. Их раскулачили и отправили в Сибирь. Посадили на поезд в Кизнере и оставили в поле. Кто-то остался ждать, когда придет комиссия и распределит их. Окуневы не стали ждать. А начали копать землянку. Там они перезимовали, другие, не выдержав холодов, умерли. Окуневы работали на шахте. Одному из них дали звание Героя Социалистического труда. Однако, узнав, что он репрессированный, ограничились орденом Ленина. У каждого человека, чья фамилия высечена на монументе, есть своя история».

Иван Мельников бережно хранит эту историю и передает ее подрастающим поколениям. Благодаря его работе живет село, а значит, у него есть будущее.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

27

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Комментарии

  • аватар Без имени

    0

    0

    Здравствуйте. Мой дед родом из этой деревни Черкасово. Хотелось узнать о его жизни.