Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Как составить родословную: пошаговая инструкция

Краевед, составитель родословных с более двадцатилетним стажем Валерий Зарубин рассказал о тонкостях составления генеалогического древа

Опрос и сайты

Родословные помогают человеку понять, откуда его предок. Для того, чтобы составить свое генеалогическое древо, для начала нужно опросить родителей, бабушек и дедушек. Посетить кладбище, где указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения и смерти.

Также информацию о родственниках можно найти на сайтах: «Памяти героев Великой войны 1914–1918 годов», «Память народа», “ОБД «Мемориал»», «База военнопленных времён Второй Мировой войны», «Жертвы политического террора».

Ценные сведения о далеких предках представлены в архивных документах.

Метрические книги

Метрические книги – это архивные документы, в которых записывались сведения о гражданском состоянии жителей (рождении, браков и смерти). Метрическая книга рассчитывалась на год и состояла из трех частей: «О родившихся», «О бракосочетавшихся» и «Об умерших». Все три части будут полезны для составления генеалогического древа.

В части «О родившихся» указывались порядковый номер, дата рождения и крещения, пол новорожденного и данное ему имя при крещении. Место жительства, сословная принадлежность или звание, имя, отчество родителей, их вероисповедание, Записывались аналогичные сведения о восприемниках. Указывалось, кто из священнослужителей крестил. Конечная графа – рукоприкладство свидетелей записи по желанию.

Во второй части «О бракосочетавшихся» приводится порядковый номер и дата заключения брака. Записывались место жительства, сословие или звание, имя и отчество, вероисповедание, возраст. Для каждого супруга отмечалось, каким браком он венчался. Указывалось, кто совершил таинство. В отдельную графу записывались поручители со стороны жениха и невесты, их местожительство, звание или сословие, имя и отчество.

В третьей части «Об умерших» сведения о несовершеннолетних и совершеннолетних немного отличались. Записывались порядковый номер, дата смерти и погребения, возраст умершего, причина смерти, у несовершеннолетних – место жительства, звание или сословие отца, имя ребенка, у совершеннолетних – место жительства, звание и сословие, имя, отчество, у некоторых фамилия. Кто совершил погребение и где погребен. (На фотографиях представлены метрические книги на деревню Кабан-Бастрык).

Важно иметь в виду, что при составлении родословной, нужно собирать сведения обо всех родственниках. Каждый предок может послужить зацепкой для поиска родных по прямой линии.

На Елабужский уезд Вятской губернии имеются данные с 1720-х годов. На Уфимский уезд с 1830 по 1920-е годы есть документы по ясачным людям.

Исповедальные ведомости

Исповедальные ведомости – ежегодная роспись, составляемая по каждому приходу православной церкви в Российской империи и представляющая собой посемейный список. В нем для составления родословной указаны такие ценные сведения, как состав семьи, возраст ее членов, место жительства. Важно, если человек умер, то в следующей исповедальной ведомости не будут о нем никаких сведений, в том числе о смерти.

Исповедальные ведомости варьируются от 1720 по 1860-е годы. Архивные документы сохранились по-разному. Нужно иметь в виду, что не все ведомости по своим предкам можно найти. Необходимо знать, к какой епархии относилось село, в котором проживали ваши предки и церковь, куда они ходили. Как правило, это близлежащий населенный пункт.

По сведениям краеведа Валерия Зарубина, исповедальных ведомостей нет на Уфимскую губернию, в частности, стоит отметить, Мензелинский уезд, где проживали кряшены. Здесь к поиску предков сразу стоит подключить ревизские сказки за 1834 год. Зато исповедальные ведомости сохранились на епархии, относившиеся к Казанской губернии. Также на Елабужский уезд Вятской губернии сохранилось мало исповедальных ведомостей.

В исповедальных ведомостях, в отличие от ревизских сказок, нет сведений, куда делись люди – умерли, были переселены в другие деревни или отданы в рекруты. Это немного усложняет поиск.

Ревизские сказки

Ревизские сказки – это документы, отражающие результаты проведения подушных переписей (ревизий) податного населения Российской империи в XVIII — 1-й половине XIX веков. В данных документах проводился список населения, где указывались имя, отчество главы семьи, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста.

Всего провели 10 ревизий. На Мензелинский и Белебеевский уезды Уфимской губернии отсутствуют 9 и 10 ревизии. На уезды Казанской губернии, где территориально проживали кряшены, ревизии есть. Они хранятся в архиве города Казани. Четвертая ревизия 1782 года отсутствует по всей России. Каждая ревизия имела свои особенности. Важно для чтения ревизских сказок овладеть скорописью (тип письма), либо обратиться за расшифровкой к специалисту.

8 ревизия 1834 года.  

По 8 ревизии видно, сколько лет было вашему предку в предыдущей ревизии. Если человек умер, то в архивных документах будет написано, в каком году это случилось. В данной ревизии мужчины фиксировались на одной странице, женщины на второй. Они расписаны целыми семьями, указаны их имена, отчества и возраст, дети и их возраст. В документах фиксировалось, было ли переселение – в какие населенные пункты ушли и откуда пришли.

7 ревизия 1816 года.

Данная ревизия сходна с последующей – 8 ревизией.  Лиц мужского и женского пола указывали на разных листах. В архивных документах ссылались на ревизию 1811 года, если к этому моменту семья была в деревне, то записывали их возраст по предыдущей ревизии, а если семьи нет, то было написано, откуда и в каком году пришли. В этом случае предков следует искать по ревизии 1811 года в той деревне, откуда пришли.

6 ревизия 1811 года.

 В 6 ревизию вошли только лица мужского пола. Указаны их имена и отчества, возраст по последней ревизии, выбывшие, возраст ныне на лицо. Если люди были перечислены, записывалось, из какого населенного пункта пришли.

5 ревизия 1795 года.

 В 5 ревизии фиксировались не только мужчины, но и женщины. Особенностью данной ревизии является то, что подробно писали, откуда жена ( с какого уезда и какой деревни), куда дочь вышла замуж.  

3 ревизия 1762 года.

В данной ревизии шло деление по дорогам. Важно знать, к какой дороге относилась деревня, где жили ваши предки, – арской, зюрейской, ногайской и т.д. – и в каком уезде – Уфимском или Казанском – территориально располагалась. Деревни подчинялись сотням. Это значит, можно искать по ним. Во 2 ревизии они будут в той же сотне, следовательно, если есть проблемы с поиском деревни, то ее можно найти по сотне.

2 ревизия 1745 года.

Во второй ревизии указывались только мужчины. Архивные данные состоят из двух частей - основной и об убывших. В первой части написано, кто жил в деревне на тот момент. В деле об убывших дана информация, кто умер между 1 и 2 ревизиями и в каком году, кто ушел в рекруты, кого перевели в другие деревни и в каком году.

1 ревизия 1719 – 1720-е года.

Данная ревизия состоит из трех частей. В основной части зафиксировано месторасположение деревни и показаны тамги старшины деревни и выборного.

Во второй части – подворной переписи указывались имя, отчество хозяина, жены, имена детей и их возраст.

В третьей части были зафиксированы вновь прибывшие и утаенные (кто вновь прибыл и откуда, кто пропущен в основной переписи и почему). Утаенные - это люди, которые были не указаны в ландратской книге по какой-то причине. Перепись проходила с 1719 по 1722 года.

В этой ревизии встречается формулировка“по распоряжению полковника графа Головкина.” Граф возвращал тех, кто был угнан, находился в плену или был в бегах в Уфимском уезде.

Ландратские книги

Ландратские книги – подворная перепись, проведенная в ряде российских губерний в 1716—1717 годах.В ландратских книгах пишутся имя, отчество, возраст мужчины, имя, отчество, возраст женщины, наличие детей, их имя и возраст. Указывается, в какой деревне жили и в каком году переселились в данную деревню.

Приведем пример из ландратских книг на деревню Большие Аты Нижнекамского района:

Во дворе Иван Кондратьев – пятидесят одного году, у него жена Орина Алексеева – пятидесят шти лет, детей: сын Федор – девятнатцети лет, холост, дочь Матрена – четырнатцети лет, сказался что он напред сего жил тое ж Андрюшкины сотни в деревне Каинлы Тюбяк и в перепись 1710 году, написан в той деревне, а в вышеписанную деревню по речке Ате перешел жить в 1714 году, платил полясака (РГАД, фонд 350, опись 1, дело 153, лист 256об).

Документы на 1710 год не сохранились.

Писцовые (переписные) книги

Писцовые книги – поземельные описи, использовавшиеся с XV века до середины XVII века, содержавшие сведения об имущественном положении служилых людей. Переписные книги – это один из типов писцовых книг, в которых содержалась информация о податном населении, то есть тех, кто платил подать (налог). Особенность писцовых (переписных) книг для составления родословной заключается в том, что в них есть сведения о том, кто проживал в том или ином населенном пункте, однако не указывался их возраст.

Приведем пример из переписных книг о деревне Малые Кибячи (территория современной деревни Кибячи Пестречинского района):

Поместье служилых новокрещенов в деревне Малых Кибич, Асан тож, а в ней: двор помещиков Бориска Иванова з детми з Данилком, да с Мишкою, у Данилка детей: Васка, да Петрушка, да Ивашко, у Мишки сын Ивашка, у него ж дворовой человек Васка Яковлев сын, родом немчин, во дворе помещик Ондрюшко Кузмин сын Башеев з детми с Ылюшкою, да с Сенкою, да с племянником з Гришкою Васильевым, во дворе служилой (РГАДА, фонд 1209, опись 1, 1646 года, дело 6445, лист 576). Неверстаной новокрещен Пашка Ондреев з детми с Сенкою, да с Ывашком, во дворе служилой неверстаной новокрещен Гаврилоко Ондреев з детми с Федкою, да с Ывашком, во дворе служилой неверстаной новокрещен Алимпейко Иванов з детми з Гришкою, да с Онисимком, да с соседом з Гарасимком Ондреевым, во дворе служилой неверстаной новокрещен Гришка Олексеев и в той деревне помещиковых шесть дворов, людей в них помещиков (лист 576 об). Шесть человек, детей их десять человек, внучат четыре человека, племянник один человек, у одново помещика дворовой один человек, сосед один человек и всего людей дватцать три человека (лист 577).

Перед вами мини-образец генеалогического древа краеведа Валерия Зарубина. Его предки по мужской линии из деревни Старые Шарашли Бакалинского района Республики Башкортостан. На схеме можно увидеть, что в Старые Шарашли они пришли из деревни Мелькен-Аитова (современный Мензелинский район) между 2 и 3 ревизиями. В свою очередь в Мелькен-Аитова предки Валерия Зарубина были переселены из деревни Малые Кибячи (современный Пестречинский район). Интересно, что род краеведа восходит к Алчинам. Это довольно распространенный тюркский род, имевший дворовых людей и бывший мурзами. В Бакалинском районе и ныне есть люди с такой фамилией.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

7

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев