Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Как появился Питрау у кряшен?

Петров день начинался 12 июля и продолжался целую неделю. Петров день – особо почитаемый праздник, посвященный апостолам Петру и Павлу. Он хоть и связан с церковным названием, но больше увязан с сельской традицией ежегодной встречи родственников. Это подтверждается и исторически

В старые времена протокряшенские роды (группы родственников) как и у других финно-угорских, тюркских народов жили в селениях, объединившись в общины (иль). Они каждый год один раз, как правило, летом, устраивали родовой собор (джиен). Там обсуждались дела за прошедший год, планировались жизненно необходимые работы на будущее. На джиенах-соборах принимали участие все мужчины достигшие совершеннолетия. В назначенный день общинники собирались на место сбора (джиен табагы) и садились в круг. Глава, самый уважаемый член общины (ил агасы, абыз, аксакал) обращался к Всевышнему Тенгри с молитвой и просьбой о благословении и этим начинался джиен. В первый ряд круга занимали пожилые белобородые старцы, крепкие хозяева, уважаемые члены общины. Второй ряд занимали рядовые общинники. Далее распологались бедные, не достигшие заметных результатов в своей жизни. В первом ряду удобно расположившись, сидели авторитетные люди. На втором ряду участники сидели и могли вставать на колени, чтобы видеть происходящее в кругу. В третьем кругу обычно стояла молодежь, дети, бедняки, часто стояли и женщины.

Такой трехслойный круг позволял увидеть и услышать всех участников общинного схода. Обсуждение дел в общине происходило обычно в первом кругу. Второй круг лишь изредка добавлял какие-либо уточнения или справки. Третий круг имел право лишь слушать.

На джиенах обсуждались проблемы жизни общины, обменивались мнениями о планах на будущее и выносились решения. Когда завершались обсуждения, начинали свои выступления певцы, которые, играя на гуслях, думбре, пели о былой истории, о знатных предках, богатырях и их подвигах. После этого празднество продолжалось внутри родов, когда хозяин каждого дома в селе приглашал своих родственников к себе. Весь род обходил дома родственников, где хозяин угощал своих родственников специально приготовленным для этого пивом и медовухой.

Во время угощения использовался только один питейный кубок – тустаган. Хозяин дома поднимал тустаган и пел для каждого родственника заранее заготовленный именной текст песни на обрядовый напев «җыен көе», «рәт көе» и выпивал, а родственник отвечал заготовленной песней. Затем хозяин пел следующему родственнику. Наливающим и подающим кубок был специальный ответственный, назначенный хозяином дома, который назывался «сонучы», что в переводе означает «подающий». Этот старинный гостевой ритуал не забыт до сего времени. Например, во кряшены многих регионах сбор гостей по-прежнему называют «джиен».

В старину семейно-родственные отношения, джиенные, общинные традиции были очень крепкими. Роды совместно владели землей, вместе охотились, хозяйство было также общим. Традиция проведения джиена в Волго-Камском крае осталась от предков со времен жизни родовых объединений.

Относительно цельные традиции и обряды проведения старинных джиенов неплохо сохранились у кряшен. У них сохраняются следы патриархальных обычаев, обрядов. Каждый джиенный округ имел свою территорию, а также определенный день джиенного праздника (соборного праздника). Он обычно проводился в летние месяцы. Функции у джиена были разные. Во-первых, это праздник родовой праздник, праздник встречи родственников. В эти дни старшее поколение готовило угощение и проводило круговой обход родственников «рәт йөрү». Молодежь в послеобеденное время выходило водить хороводы, своеобразные смотрины, где подбирались варианты будущих брачных пар.

Население, принявшее христианство, стало называть себя кряшенами, а старинные джиенные традиции приурочило к престольным праздникам села, например, к Троице, к Петрову дню, Покрову и другим, где удачно выполнял свои функции и праздник родового собора – джиен.

Народ отмечал праздник Питрау как границу перехода от относительно спокойных весенне-летних дней к ответственному и трудоемкому периоду сенокоса и жатвы, сбора урожая. На Петров день собирались все родственники. Немаловажной причиной было и разговение после Петровского поста. Для этого резали барашка, которого заранее отмечали среди овечьего молодняка красной лентой или краской и называли «питрау тәкәсе» (петровский барашек). Также проводили поочередный обход домов родственников с характерными песенными церемониями и обрядами. Когда шли от дома к дому, пели специальные улочные песни «урам көе», а впереди процессии шел хозяин или хозяйка следующего дома посещения со специальным атрибутом «каба чук», который представлял собой разукрашенную лентами верхнюю часть прялки (в древности возможно это характерное родовое знамя с родовыми тамгами, украшенное конскими хвостами).

Был еще такой красивый обычай. Недавно вышедшая замуж дочь приезжала к родителям вместе с зятем. Отец, по традиции, дарил дочери на Петров день новые вилы и грабли, чтобы дочь включалась в новой семье в сенокосные работы.

К вечеру вся деревня шла смотреть петровские хороводы. Хороводные песни начинали самые авторитетные певцы, пробовали свои силы и подростки, принимали участие и молодые семейные пары. Основными участниками хороводов были девушки и парни брачного возраста, которые выбирали себе пары и договаривались о сватовстве и свадьбе к Покровским праздникам. Хороводы длились до предрассветного времени. Рассвет шли встречать на гору, когда солнце начинало «играть» разными цветами. Народ верил, что это от того, что пролетали небесные птицы Няжагай с разноцветными оперениями. Говорили, что так радуется небо, а разноцветные всполохи – это отражение разноцветных оперений небесных птиц, благотворно влияющих на созревание нового урожая зерновых.

Днем на Петровских праздниках по домам ходили дети и пели славильные песни «славут». Их за исполнение одаривали вкусной выпечкой, сладостями. Пение славильных куплетов связаны с традициями многих христианских народов, такие куплеты могли сочинять все желающие.

С завершением Петровской недели прекращались хороводы. Игры игрались и песни звучали, но это происходило уже между делом, в минуты отдыха во время сенокоса, жатвы.

Геннадий Макаров, 

кандидат искусствоведения,

заслуженный деятель искусств РТ

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

3

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев