Туганайлар

Как появилось село Бурды?

От периода возникновения до современной жизни села

Село Бурды, пожалуй, с уверенностью можно назвать сердцем кряшенских деревень Тукаевского района. Ведь там всегда кипела жизнь. А раз кипела, значит, есть что поведать.

Согласно рассказам старожилов, на месте расположения села Бурды в 13 веке жили черемисы (иначе, марийцы). Ещё в 1250 году они облюбовали эти места. Затем часть из них переселилась в сторону Мелекеса.

Данные земли привлекали не только финно-угорские племена, сюда приходили жить и представители тюркских народов. Недаром, исторические находки свидетельствуют о том, что здесь некогда жили мусульмане.

По данным Татарского энциклопедического словаря село Бурды известно с 1678 года.

Сейчас в селе проживают, по большому счёту, кряшены. Население составляет более 500 человек. А сколько его было годами, десятилетиями и веками ранее? Заглянем в Татарскую энциклопедию: в 1870 году - 838, в 1897 году - 1221, в 1920 году - 1716, в 1926 году - 1378, в 1938 году - 1326, в 1949 году - 877, в 1958 году - 852, в 1970 году - 883, в 1979 году - 665, в 1989 году - 533 человек. Как видим, жизнь кипела до страшных и трагических страниц нашей истории — Великой Отечественной войны. Сегодня в селе стоит памятник погибшим на фронтах войны.

В Бурдах никогда не было мечети, зато функционировала Спасская церковь, построенная в 1887-1890 годах на средства елабужского купца Д. И. Стахеева. К слову, Стахеевы успели оставить яркий след на Закамской земле. Церковь была деревянной, по свидетельству жителей села, очень красивой и просторной. Она просуществовала до 1939 года, но была обречена на печальную судьбу, как и многие церквушки по всей России в годы советской власти. Церковь стала зерноскладом. Ныне в селе Бурды скромно располагается кряшенский приход в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Жители села с упоением ждут и надеются, что Спасскую церковь, от которой ныне остался лишь фундамент, построят, и она начнёт функционировать как в былые времена.

В дореволюционный период возле села имелись 3 водяные мельницы, работали сушилка, масляной завод, у каждого второго хозяйства были прялка и мукомолка. Кроме них, действовала и школа.

Образовательное учреждение села, школа крестьянской молодежи, или ШКМ, собирало детей из 27 деревень, ныне входящих в состав близлежащих районов: Заинский, Сармановский и Тукаевский. Школа была семилетней. Она пришла на смену старой, где действовала двухступенчатая система образования.

Современное лицо села Бурды такого: средняя школа, детский сад, почта, сельский дом культуры, фельдшерский пункт и несколько магазинов. Село полностью газифицировано и телефонизировано. С 1953 года Бурдинское сельское поселение объединяет кряшенское село Бурды (Борды), татарскую деревню Бурдыбаш (Бордыбаш) и кряшенскую деревню Евлево (Җәйләү).

Раз село кем-то когда-то названо «Бурды», значит, все называют его Бурды, и редко кто задумывается над тем, почему оно названо именно так.

Мой пытливый ум требовал узнать о происхождении названия деревень Бурды (Борды) и Евлево (Җәйләү). Желая раскрыть тайну наименования «двух соседей», я обратилась к своей әби, к сведению, уроженке деревни Кабан-Бастрык. Она ответила, что в народе говорят так: «Борды борылган, Җәйләү җәелгән». Следовательно, разгадка происхождения названия села кроется в словах «поворачивать и поворот».

Идём дальше и обратимся к местным жителям или всезнающим аксакалам села Бурды с вопросом: «Откуда же населённый пункт получил своё название?».

Из их уст мы услышим древнюю легенду, что однажды из соседней деревни люди пришли за огнём, однако местные племена не захотели им делиться и повернули незваных гостей обратно (борып җибәрделәр).

Другая версия менее поэтичная. Согласно ей, село Бурды получило своё название благодаря двум рекам, расположенным на территории населённого пункта: Бурдинке и Зыче.

Речка Зыча и её приток Бурдинка делают резкие повороты. И эта версия связана со словом «поворот».

Учёный-лингвист Ринал Исмагилович Хазиев предполагает, что наименование села возникло путём присоединения к слову «бор» аффикса -ды, который является фонетическим вариантом аффикса -лы в татарском языке. В нём и спрятано значение «поворот, поворачивать».

Итак, все приведённые версии о происхождении деревни сходятся к одному: название села Борды, несомненно, имеет отношение к словам «поворот, поворачивать». А есть ли другие версии?

P.S. После публикации части статьи на сайте, наши читатели выдвинули свои версии происхождения названия села.

Первая версия:

Бур на коми языке (возможно, и на других финно- угорских языках) имеет значение «хорошо, хороший». (Бурджик - лучше, бурлон-бурджик — наилучший).

Вторая версия:

По рассказам бабушки Александры Чулаковой, на территории села Бурды была болотистая местность, которая сохранялась ещё во времена их детства. Когда-то давно люди пришли сюда в поисках новых земель для заселения. Из-за болот и топких мест они покинули эту территорию (борылып киткәннәр). Но по неизвестным причинам решили вернуться. Вот так и появилось название деревни. Ещё в воспоминаниях бабушки нашей читательницы сохранилась информация о том, что некогда в Бурдах было кладбище мишар (по другим данным черемис (марийцев)). А это значит, что на данной территории жили мишари. Затем они переселились в село Ахметьево, оставив в Бурдах свой след.

По материалам интернет источника tukay.tatarstan.ru, Татарского энциклопедического словаря и диссертации Р.И.Хазиева "Историко-лингвистический анализ ойконимии Юго-Восточного Закамья Татарстана"

Фото: татмитрополия.ру, издательство «Просвещение»

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (4)
Осталось символов:
  • 18 мая 2019 - 18:39
    Без имени
    Класс я оттудова там красиво
  • 18 мая 2019 - 14:17
    Без имени
    чиремисы это не мишары а морийцы 😂
  • 18 мая 2019 - 08:48
    Без имени
    Спасибо огромное...
  • 16 мая 2019 - 19:13
    Без имени
    Замечательная и интересная статья!