Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Изучение родного края: история деревень Чабья и Ахтуба

В Нижнекамске на сегодняшний день есть две улицы - Ахтубинская и Чабьинская

История деревни Чабья

Изучая газетные материалы в библиотеке, мы обратили внимание на периодическое издание «Ваша газета» (2006, № 15) [5], в котором опубликована беседа корреспондента с одной из старейших жительниц деревни Чабья – Елизаветой Григорьевной Ивановой. В другом периодическом издании она даёт следующую краткую справку о деревне: «В этой кряшенской деревне было 83 двора, одна улица Г-образная, конный двор, ферма, где выращивали коров, быков и овец. Кроме того, школа четырёхлетка» [10, с. 2].

Елизавета Григорьевна является одним из последних жителей деревни Чабья, она переселилась в пос. Строителей в 1976 г., а её сын, Иванов Анатолий, через пять лет в 1981 г. в двухкомнатную квартиру в г. Нижнекамск. Пять лет одинокий дом стоял, являя собой безмолвный упрек беспощадному процессу урбанизации. Значит, дер. Чабья перестала существовать с 1981 г.

В упомянутом номере «Ваша газета» даётся краткая справка дер. Чабья: «Самое первое упоминание о Чабье было найдено в документах по истории края и Российского государства архива древних актов и относится к 1631 году – в послужной грамоте царя Михаила старцу игумену Троицкого монастыря на земле за рекой Камой» [5, с. 2].

Что же означает слово «Чабья»? Обратившись к различным словарям, мы выявили удмуртское происхождение этого слова. Его корни уходят в далёкие языческие времена, удмуртские племена. Исследователи заметили, что разные группы удмуртов при обращении к божеству «Воршуд» упоминают различные имена. Например, «Бигра воршудэ…», «Чабъя воршудэ…». Воршудное имя представляется прозвищем рода, переносящимся и на его покровителя, гения-хранителя счастья [7, с. 102].

Словом «воршуд» обозначался дух предка-покровителя патрилинейного рода выжы. В самом названии духа предка-покровителя (воршуд < *vordemšud ‘пестованное счастье’) отразилась забота об умершем предке, дух которого, по представлениям некрещеных удмуртов, покровительствовал потомкам.

Так выглядит этимологическая статья слова «Чабья»:

ЧАБЪЯ < I. м. а. Чабей [< удм. чабей ‘пшеница’] + суф. -a. Напр. Чабеи (МЛП 1716:338); II. м. а. Чабы-й [< удм. чабы ‘тын, изгородь’. Ср. СУРМА] + суф. -a. Напр. Чабыи [1, с. 7].

Таким образом, название дер. Чабья пришло к нам с языческих времён. Название «Чабъя» и его следы выявлены в 91 населенном пункте, практически у всех групп удмуртов.

История села Ахтуба (Актубэ)

Из современных источников мы знаем, что село Ахтуба в Нижнекамском районе находится в 1 км к юго-востоку от г. Нижнекамск.

На 2000 г. оно насчитывало 42 жителя. Известно с 1678 до 1860-х гг., жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, изготовлением телег. В начале ХХ в. в Ахтубе была водяная мельница.

До 1920 г. село входило в Афанасовскую волость Мензелинского уезда Уфимской губернии. С 1920 г. входит в составе Мензелинского, с 1922 г. – Челнинского кантонов Татарской АССР. С 10 августа 1930 г. в Челнинском, с 12 января 1965 г. – в Нижнекамском районах.

В первоисточниках говорится, что это произошло около 300 лет назад. Таким образом, Ахтубе около 300 лет. Из газетных материалов известно, что в 1828 г. в ней было 38 дворов. В Ахтубе до начала строительства города было 128 дворов. Ахтуба состояла из 3 улиц: Куль урамы (ул. Озерная), Урта урам (Средняя улица), Яна урам (Новая улица) На сегодняшний день сохранилась улица Озерная [6].

В «Вашей газете» от 21 сентября 2002 г. корреспондент Давлетшина пишет: «Ахтуба была немаленькой деревней, 128 дворов, три улицы: Озёрная, Средняя, Новая», осталась только Озёрная. Многие из Ахтубы переехали в Большое Афанасово и там сформировалась целая улица Юбилейная, в народе называют Гавриловка, так как первыми переселилась семья по фамилии Гавриловы» [6].

В этой же газете, из беседы с Бояровой Верой Гавриловной, [4, с. 2] первостроительницы г. Нижнекамска, мы узнаем, что на месте магазина «Галантерея» (позже «Ариадна», «Люкс», сейчас «Магнит») на проспекте Строителей находился колхозный зерноток, рядом с Санэпидемстанцией была молотилка. На месте базы «Отделстрой» (чуть подальше влево от Санэпидемстанции) колхоз держал огород, там выращивали огурцы, помидоры, тыкву. За огородом росли маки, конопля.

Деревни Ахтуба и Чабья находились друг от друга в 2 километрах. Со слов респондента Урмановой Галины Николаевны, между ними располагалась колхозная ферма на 2 деревни.

Таким образом, улица Ахтубинская в г. Нижнекамске происходит от названия деревни Ахтуба (Актубэ) и находится на месте, где была деревня. Из Городского архива мы узнали, что 10 июля 1975 г. улица 26а в пределах микрорайона 9 жилого района 10 от ул. Спортивной до пр. М. Вахитова была переименована в улицу Чабьинскую на основании решения исполкома Нижнекамского городского Совета депутатов трудящихся.

 

Даутова Алевтина Петровна, учитель географии,

Фокеева Елизавета Павловна, учитель родного языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, Россия, г. Нижнекамск

Родовое древо: Ыру агачы: сборник краеведческих и этнографических материалов, 2021

Источники и литература

1. Атаманов М.Г. Из истории формирования этнолингвистических групп удмуртов. Арская группа // Finno-Ugrica. 2003-2004. № 1 (78). С. 58-67.

2. Белоусова Л.Д. Не живёт дерево без корней // Керэшен сузе (Слово кряшен). 1997-2001.

3. Боярова В. Монда әле кайчан гына авыл иде // Туган як. 2004. 8 апреля. С. 2.

4. Боярова В. Село исчезло, но память осталась // Ваша газета. 2011. 16 марта. С. 2.

5. Ваша газета. 2006. № 15.

6. Ваша газета. 2012. 21 сентября.

7. Крюковских А.П. Словарь исторических терминов. 1998.

8. Кузнецова Е.В., Бахарев И.В. и др. Проектная деятельность в образовании. М., 2016.

9. Лотфуллина Р.Д. Из истории зарождения города: к 50-летию Нижнекамска // Молодой ученый. 2016. № 27. С. 286-288.

10. Храмова А. Чилтер чишмәле Чәбия рәшәдәй, төшләрдә генә яши // Карендәш. 2008. 27 марта. С. 2-3.

11. Чураков В. Происхождение названия удмуртских родов // Linguistica Uralica, XLI (1). Tallinn, 2005. С. 43-57.

Фото: Геннадий Макаров

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

3

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев