Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Из истории православной миссии в жизни кряшен

Первые кряшенские школы стали образцовыми для школ других народов, у них перенимали не только учебно-методические пособия, но и манеру преподавания, и бытовое устройство

Кряшены приняли православие после оставления языческих верований, они никогда не были мусульманами, что подтверждается исследованиями этнографов, филологов, культурологов. Существуют самые разные гипотезы о времени принятия ими христианства, предполагают даже, что это могла быть середина первого тысячелетия, однако, каких-либо точных сведений на этот счет на сегодняшний день мы не имеем. Можем с большой уверенностью говорить о том, что в периоды Волжской Булгарии, официально принявшей ислам в 922 году, позже Золотой Орды, провозгласившей ислам в качестве государственной религии в начале XIV столетия, а затем и Казанского ханства, официально исповедовавшего ислам, оставалась значительная часть татарского населения Казанского края либо еще жившая языческими верованиями, либо уже склонявшаяся в сторону христианства.

Православная миссия в Казанском крае начала активно действовать после образования Казанской епархии в 1555 году, когда в Казань прибыли святитель Гурий, первый казанский архипастырь, и его ближайшие помощники, прославленные в лике святителей, архимандриты Герман и Варсонофий. По полученному от государя Иоанна Васильевича IV и митрополита Московского Макария «Наказу», архиепископу Казанскому и священнослужителям предписывалось никого силой не крестить, наоборот, проповедью, богослужением, просвещением, добрым участием распространять веру во Христа. У казанских архиепископов было право печалования перед казанскими воеводами, поэтому они заступались перед светскими властителями за обижаемых как за христиан, так и за мусульман или язычников. Добрые миссионерские труды первых казанских архипастырей посеяли зерна, давшие плоды среди населявших Среднее Поволжье народов — кряшен, чувашей, марийцев, удмуртов, мордвы.

В деле миссионерской проповеди на территории Казанского края долгое время оставался языковой барьер, препятствовавший, с одной стороны, полному пониманию православного вероучения и богослужения местными народами, с другой — сохранявший их самобытные языки и культуры. Решительный поворот здесь произошел во второй половине XIX столетия и связан с именем выдающегося просветителя и миссионера Николая Ивановича Ильминского (1822-1891). Профессор Казанской духовной академии и Казанского университета, он основал миссионерско-просветительскую систему среди народов, населявших Казанский край, представляющую из себя сеть начальных учебных заведений и центральные средние школы, в которых преподавание велось в духе православной веры на родном для обучающихся языке, в том числе среди предметов был и русский язык. Готовились кадры национальных интеллигенций, зародилась литература, многие учителя становились со временем священнослужителями. Будучи выдающимся филологом, хорошо знавшим народный татарский язык, Н. И. Ильминский составил азбуку на основе кириллицы и инициировал переводы богослужебных и учебных текстов сначала на татарский язык, а затем на языки прочих народов края.

Для кряшен в Казани была открыта центральная школа, во главе которой встал учитель Василий Тимофеев. Данное миссионерское начинание нашло живой отклик среди священноначалия, академической корпорации и меценатов. Ученики школы показывали блестящие успехи в освоении грамотности и русского языка, а впоследствии и сами, порой еще в весьма юном возрасте, становились учителями в сельских школах. Первые кряшенские школы стали образцовыми для школ других народов, у них перенимали не только учебно-методические пособия, но и манеру преподавания, и бытовое устройство.

Протоиерей Алексий КОЛЧЕРИН

Фото: Казанская православная духовная семинария

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

5

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев