Туганайлар

Из истории “Иски аул” или о бурятских кряшенах

Дамира Васильева можно смело назвать человеком-архивом. У него собран богатый материал по кряшенским деревням – письма жителей. В 1999 году на страницах газеты “Керәшен сүзе” было опубликовано письмо, пришедшее из Иркутской области. Представляем вашему вниманию данное письмо.

Уважаемый Дамир Михайлович, здравствуйте!

Отвечаю на Ваше письмо по просьбе директора школы.

Работаю я в школе, зовут меня Фомина Флора Дмитриевна.

Действительно, в 42 километрах от железнодорожной станции Залари расположено село Хареты, в котором сейчас проживают русские, буряты, татары. Старшее поколение называют себя кряшенами, знают и говорят на татарском языке, поют кряшенские песни, соблюдают свои кряшенские обряды, обычаи. Примерно, до 60-х годов проводили свадьбы по-кряшенски (они отличаются от русских и, естественно, татарских).

Но сейчас все изменилось. Среднее и молодое поколение обрусели: плохо знают или совсем не знают языка (особенно молодые), не знают обычаев, традиций, не поют песен. Молодые считают своим родным языком - русский. Этому способствовало все: и обучение в школе, и общение (окружение разно-национальное), и смешанные браки с русскими и бурятами.

Самые распространенные фамилии кряшен- это Николаевы, Фроловы, Табанаковы, Антиповы, Кудряшовы, Рыцевы, Васильевы.

Первые кряшены приехали сюда в 1912-13 годах в поисках лучших земель. Родом они были из Умира, Илика, Сарашлы Бакалинского района. Их было 19 семей. Вот некоторые из них: Николаев Осип с сыновьями. Табанаков Егор, 5 его сыновей и дочь. Фролов Василий Фролович с братом Федором и другие.

Несколько семей уехали обратно: причины - тоска по родным местам, суровый климат, чуждый народ и т. д.

Коренное население - буряты - встретили их враждебно. Поэтому им пришлось поселиться в 3-4 км. от Харет (тогда это был бурятский улуз). Жили в первые год-два в землянках, потом построили деревянные избы. Сейчас это урочище, бывшее селение, носит название «Иски Аул». Так же в первые годы жизни им здесь не разрешали даже хоронить своих покойников. для этого они ездили в Нукуты, в 12-15 км., там была небольшая церковь. Там же крестили и совершали другие религиозные обряды.

Район здесь лесостепной, но в степи им земли не давали, поэтому они корчевали густой лес и на этих небольших участках обрабатывали землю, сеяла пшеницу, просо, картофель.

Постепенно враждебность исчезла. Буряты (богатые) стали нанимать кряшен на сезонные работы, хорошо платили им зерном, мясом.

Сдружились, стали общаться, разрешили им переселиться в Хареты.

Улица, на которой они поселились, и сейчас называется Волжинской. 8 30-х годах орга-низовали свой колхоз "Красная Волга ". В 1936 году произошло слияние двух колхозов (татарского и бурятского). Общий был назван именем Калинина. Затем в 60-х годах реорганизован и переименован в совхоз «Харетский».

Сейчас всего 321 двор. Из них татарских 49 дворов. Цифра эта примерная.

Округ называется Усть-Ордынский бурятский автономный округ.

Кряшены только в Харетах (во всяком случае мне неизвестна иная информация, я интересовалась). Татары (мусульмане) есть и в Нукутском и в других районных округах. Есть целые татарские деревни, например - Новоселово, Шаховск (но не кряшенские). Вот, собственно, вся информация, которую Вам могу дата по существу Ваших вопросов. Всего доброго.

С уважением, Флора ФОМИНА, Иркутская область, Нукутский район, с. Хареты

Фото: соцсети

 

 

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны “Туганайлар” сайтыннан һәм “ВКонтакте”, “Инстаграм”, “Одноклассники” һәм “Фейсбук” социаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Яналыкларыгызны 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: