Туганайлар

Из истории деревни Кабан-Бастрык

Откуда есть пошла кряшенская деревня Кабан-Бастрык: о происхождении, названии и жителях

Уходят в прошлое деревни,
к закату клонится их день...
Как нету леса без деревьев,
России нет без деревень!
Людмила Дербина

У подножия холмов на берегу извилистой как змея реки Бастырма расположилась деревня Кабан-Бастрык. С одной стороны её обнимают густые леса, населённые, по народным поверьям, лесными духами и лешими, с другой стороны – поля, засеянные рожью, пшеницей, горохом, кукурузой.

В километре от деревни находится село Дурт-Мунча. Интересно, что в документах прошлого века оно встречается и под другим названием – Нижний Кабан. А был ли Верхний Кабан? Или, может быть, Большой Кабан? Этого пока выяснить не удалось. Но есть версия, что деревня Кабан-Бастрык ранее имела другое наименование. А вот какое, пока, к сожалению, остается загадкой.

А когда же эта деревня появилась на карте Российского государства? По данным Татарского энциклопедического словаря деревня Кабан-Бастрык известна с 1680 года. Однако местные жители утверждают, что она была образована гораздо раньше. Объясняют они это тем, что на погосте можно обнаружить каменные надгробия, датируемые ранее 1680 года.

С давних пор в деревне Кабан-Бастрык живут кряшены, таинственный народ, чьё происхождение до сих пор вызывает споры. А вот вопрос веры давно закрыт. Сердце кряшена принадлежит православию и Богу. Ёще в начале 20 века в Кабан-Бастрыке функционировала церковь во имя архистратига Михаила, которая была построена в 1881 году и пала «жертвой идеологии» Советской власти. Лишь в 2013 году, усилиями выходцев деревни, местных жителей и неравнодушных людей, церковь восстановили.

Сейчас нам известно, чем живут и чем занимаются жители деревни, ведь мы их современники, но что же делали их предки? Открыв Татарскую энциклопедию, мы найдем информацию о том, что жители деревни в 18 и в первой половине 19 века относились к категории государственных крестьян и зарабатывали на жизнь и пропитание земледелием, разведением скота, пчеловодством, извозом, кустарными промыслами: изготавливали колёса, сани, дуги, ткали холсты, ковры (паласы), плели рогожу, лапти.

Знать об истории деревни или её жителях - одно, а вот знать о происхождении названия деревни - другое. Давайте разбираться. Согласно версии учёного-лингвиста Ринала Исмагиловича Хазиева, название деревни Кабан-Бастрык происходит от одноименного животного. Но как «завязалась дружба» между словами «кабан» и «бастрык», он не пояснил.

У местных жителей своя версия происхождения названия деревни Кабан-Бастрык. Спросив их об этом, услышишь красивую и в то же время печальную легенду, которая гласит, что наименование деревни появилось благодаря случаю. Однажды в дождливую погоду мимо дерева пробегал кабан. В этот миг в дерево ударила молния, и оно упало прямо на кабана, задавив его, как придавливает бастрык стог сена или солому.

Основателями деревни Кабан-Бастрык считаются выходцы из Елабужского района, люди с фамилиями Батаев, Брицов и Львов. Об этом свидетельствует наличие большого количества людей с такими фамилиями в деревне. Поэтому некоторые с целью избежать путаницы стали менять фамилии. Например, Батаевы становились Спиридоновыми от имени предка Спиридона Батаева. Так, образовывалась новая ветвь в родословной, рождалась новая фамилия.

История любит перекраивать карту и создавать новые головоломки для людей. Для населённых пунктов оно организует «документальное путешествие». Деревня Кабан-Бастрык не стала исключением из правил. Так, до 1920 года, тогда ещё имевшее статус села, она входила в Ахметьевскую волость Мензелинского уезда Уфимской губернии. С 1920 года в составе Мензелинского, с 1922 года - Челнинского кантонов Татарской АССР. С 10 августа 1930 года в Челнинском, с 10 февраля 1935 года в Заинском, с 1 февраля 1963 года в Челнинском, с 01 ноября 1972 года снова в Заинском районах. Один мудрец сказал, что всё преходящее и уходящее.

К сожалению, это касается и деревень. Они гибнут, поскольку старики умирают, молодые уезжают в поисках лучшей жизни. Печальная судьба и у деревни Кабан-Бастрык. Если в 20 веке до Великой Отечественной войны число жителей превышало более тысячи человек, то сейчас в деревне проживают около двухсот. Время беспощадно и неумолимо. Оно стирает одно и готовит почву для другого.

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны “Туганайлар” сайтыннан һәм “ВКонтакте”, “Инстаграм”, “Одноклассники” һәм “Фейсбук” социаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Яналыкларыгызны 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (2)
Осталось символов:
  • 26 января 2019 - 16:25
    Без имени
    Хотел бы узнать историю про с.Бурды Челнинского р-на
  • 26 января 2019 - 16:16
    Без имени
    Про дер.Бурды напишите