Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

Из истории деревни Ахметьево

Деревня основана в начале XVIII века. Она состояла из двух частей: мусульманской и кряшенской

История

Деревня основана в начале XVIII века. До 1860-х годов жители относились к категории государственных (из бывших ясачных и служилых татар, в том числе старо- и новокрещеных) крестьян. Деревня состояла из двух частей: мусульманской и кряшенской.

Основные занятия жителей в этот период – земледелие и скотоводство, были распространены пчеловодство, плотничный и другие кустарные промыслы, зимний извоз на Бирско-Мамадышском и Бетькинском коммерческих трактах. Местные плотники славились по всей округе, создавали артели и подряжались на строительство домов, мостов, общественных зданий.

Во время Крестьянской войны 1773–1775 годах жители деревни активно выступили на стороне Е.И.Пугачёва, сформировали вооруженный отряд в составе 300 человек.

В 1844 году построена деревянная мечеть, в 1903–1904 годах (по другим данным – в 1897–1902 годах) взамен обветшавшей на средства зажиточного торговца М.Хасана – кирпичная в стиле эклектики (закрыта в начале 1930-х годов, использовалась под школу, детский сад, клуб; в 1996 году восстановлена, памятник архитектуры).

При мечети работало медресе (во второй половине XIX века обучалось до 50 учеников).

Местные жители-христиане относились к приходу Казанско-Богородицкой церкви села Федотово, с 1888 года – Спасской церкви села Бурды (ныне Тукаевского района).

В 1871 году открыта школа Братства святителя Гурия (в 1883–1884 годах обучалось 35 мальчиков и 5 девочек, в 1896 году – 29 мальчиков и 4 девочки), позднее – земская школа.

На рубеже XIX–ХХ веков построена деревянная церковь-школа (в советский период закрыта, здание использовалось под клуб).

По сведениям 1870 года, в деревне действовала водяная мельница, в начале ХХ века имелись 2 хлебозапасных амбара, 5 торговых лавок, общественная водяная мельница, кузница; земельный надел сельской общины составлял 1565 десятин.

По подворной переписи 1912–1913 годов, из 212 дворов 78 были безлошадными, 133 – одно-, двухлошадными, 1 имело три рабочие лошади, 51 хозяйство совмещало земледелие с кустарными промыслами; зарегистрировано 2197 голов крупного рогатого и прочего скота, 143 пчелосемьи.

Жители деревни активно участвовали в «вилочном» мятеже 1920 года, население сильно пострадало во время голода 1921 года.

 

Административная принадлежность

До 1920 года деревня входила (в 1870–1890-х годах волостной центр) в Ахметьевскую волость Мензелинского узда Уфимской губернии. С 1920 года в составе Мензелинского, с 1921 года – Челнинского кантонов ТАССР.

С 10 августа 1930 г. – в Челнинском, с 10 февраля 1935 г. – в Заинском, с 1 февраля 1963 г. – в Челнинском, с 1 ноября 1972 г. в Заинском районах.

Ныне входит в состав Кадыровского сельского поселения.

 

Хозяйствующие субъекты

В период коллективизации в деревне организован колхоз «Дон» (первый председатель – А.Тимерханов), с 1950 г. в составе укрупненного колхоза «Якты Юлдуз» (село Кадырово; в 1998–2006 гг. – сельскохозяйственный производственный кооператив).

В настоящее время в деревне действует крупный молочно-товарный комплекс агрофирмы «Зай».

Жители занимаются полеводством, животноводством.

 

Образование и культура

В 1930 году открыта начальная школа, в 1987 году построено новое здание, с 2011 года – филиал средней школы села Кадырово, в 2019 году закрыта.

Функционируют клуб (при нем с 2011 года работает фольклорный коллектив «Туганайлар»), фельдшерско-акушерский пункт (оба – в здании 1985 г.).

В 2014 году сооружен мост через реку Зыча.

 

Известные уроженцы

Н.И.Дунаев (родился 3 мая 1937 г.) – актер, педагог, народный артист ТАССР, заслуженный артист РФ, лауреат Государственной премии РТ им. Г.Тукая;

 

С.Д.Колчерин (1923–2002) – кандидат технических наук, полковник, заместитель начальника Киевского зенитно-ракетного инженерного училища (в 1974–1983 гг.);

Р.Х.Шаймарданов-Фаткуллин (родился в 1955 г.) – доктор педагогических наук, профессор Сургутского педагогического университета, краевед.

 

Число жителей

В 1795 г. – 145 душ мужского пола; 1859 г. – 506, 1870 г. – 603, 1913 г. – 1271, 1926 г. – 817, 1938 г. – 753, 1949 г. – 560, 1958 г. – 427, 1970 г. – 470, 1979 г. – 391, 1989 г. – 222, 2002 г. – 240, 2010 г. – 227, 2017 г. – 217 человек (татары, в том числе татары-кряшены – 56%).

Татарская энциклопедия

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев