Туганайлар

История возникновения кряшенского села Назаровка

В настоящее время село Назаровка (Тубан Урдалы авылы) Клявлинского района является единственным местом компактного проживания кряшен на территории Самарской области

Село находится в живописном месте, здесь протекают малые реки: Урдалинка и Шешма. Расположено в 20 километрах от районного центра Клявлино в его северо-восточной части, на северо-западе граничит с Республикой Татарстан.

Народ здесь очень гостеприимный, веселый. С большим уважением относятся люди к традициям и обычаям своих соседей: русских, татар, чувашей, мордвы.

А какова история возникновения и становления села, этого многие не знают. Старожилы рассказывают такую легенду, что из села Нарат Асты (Татарстан) с Сарманского района, скрываясь от налогов и жестокого обращения барина, бежали вместе со своими семьями три брата Тазовых: Назар, Алексей, Тимофей. В поисках безлюдного тихого местечка набрели в густой непроходимый лес. Сейчас на этом месте нет никакого леса, здесь расположена Назаровка. Трудно даже в это поверить. Также говорят, что посреди леса было болото огромных размеров, которое постепенно высохло.

Для беглых крестьян это было самое выгодное место, так как легко было скрыться в лесу от барской погони. Да и пищу легко достать: в лесу водилось много зверья. Вырыли землянку и начали там жить. Постепенно к ним стали присоединяться и другие беглые из Ивановки (ныне Лениногорского района Татарстана). Так потихоньку число беглых крестьян росло. Люди решили строить себе жилища, вырубали деревья и на этом месте ставили дома. Ну а название деревни Назаровка пошло от имени старшего брата Назара.

Спустя 2-3 года недалеко от Назаровки образуется новое поселение Сходнево из числа переселенцев из города Пензы. Так как в Сходнево не хватало земли на строительство домов, многие переселились в Назаровку.

Время шло… Постепенно росло население, и село развивалось. Назаровка стала приходской деревней церкви села Сходнево. В 1896 году в деревне была открыта школа грамоты, находившаяся в собственном здании. Помещение для неё было построено на миссионерские средства. В 1990 году эта школа грамоты была преобразована в церковно-приходскую школу.

В деревне кроме школы имелись четыре водяные мельницы. На 1910 год во владение деревни Назаровка было 2044 десятин надельной земли: 1904 десятин удобной + 140 десятин неудобной. Население Назаровки составляло:

1859 – 53 двора (327 человек: 168 мужчин + 159 женщин).

1900 – 124 двора (722 человека: 353 мужчин + 369 женщин).

1910 – 195 дворов (1305 человека: 635 мужчин + 670 женщин).

С 1928 по 1941 год происходили изменения административно- территориального деления. Так из установленной грамоты узнаем, что ко времени ликвидации Самарской губернии и образования Средне-Волжского края деревни и сёла подвергались административно-территориальному делению: так село Сходнево и деревня Назаровка отошли в Шугуровскую волость Татарской АССР. А уже в 1930 году в Клявлинский район из Шугуровского района были переданы село Сходнево и Назаровка бывшей Сходнеской волости…

Шли годы, много перемен произошло в жизни села, с годами складывалась самобытная культура, традиции назаровских кряшен.

В нашем селе самыми почитаемыми праздниками считаются Масленица, Пасха, Рождество Христово, Покров.

Престольным праздником (по православному календарю) у назаровцев является (Покрау) Покров. Издавна ещё сложилось, что в этот день люди ходили друг к другу в гости, также приезжали из других деревень родственники (в частности из Татарстана). Готовилось очень много разного кушанья, но главным украшением стола была курятина. После угощения обязательно пелись хвалебные песни хозяевам.

На Рождество принято было проводить гадания на кольцах. И эта церемония обязательно проходила в новом доме. Была одна постоянная ведущая, которая каждый год проводила эти гадания. В ведро с водой кидались колечки, ведущая вытаскивала колечко, а группа кряшенок в этот момент исполняла песню. Пелось и о любви и об измене, и о смерти, и о рождении малыша. И как правило, в большинстве случаев всё сбывалось.

А самый любимый праздник у наших кряшен,
конечно, Троица. Для кряшен береза – дерево-оберег, она защищает от злых духов, чертей и прочей нечисти. Во все времена в день Троицы люди украшали дома веточками берёзы, плели венки из березового листа и пускали их по воде. Также делали веники из березовых веточек и хлыстали ими друг друга, говорили, что отгоняют зло и всякую нечисть.

Накануне Троицы, вечером в Родительскую субботу, принято было жечь костры и кидать в огонь что-то из старых вещей. Но в начале 70-х годов это немного видоизменилось. После окончания весеннее-полевых работ сжигались старые колёса. Для этого на горе есть специальное место, где колёса складываются и поджигаются. Загоревшееся колесо с помощью длинных шестов с двух сторон откатывалось и пускалось под гору. Этим «искусством» занимаются, как правило, юноши или мужчины, женщин и девушек к этому делу никогда не допускали. И по сей день эта традиция не утратила своей привлекательности. На «катание огненных колёс» ( именно так это называется у назаровцев) собираются не только жители нашей деревни, но и их родственники, друзья, жители соседних деревень и районов.

Василий Афанасьев

 

Керәшен дөньясындагы яңалыкларны ВКонтакте, Инстаграм, Телеграм-каналда карап барыгыз. 

Хәбәрләрегезне 89172509795 номерына "Ватсап" аша языгыз.

Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-byt
Telegram-канале
Подробнее: http://tuganaylar.ru/news/novosti/aybagyru-bytсоциаль челтәрләрендәге группалардан укып, белеп барыгыз.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: