Туганайлар 18+
2024 - Гаилә елы
Этнографическая мозаика

История села Большие Савруши в сочинении Александра Григорьева

Сочинение слушателя 1 курса Казанского кряшенского педагогического техникума Александра Николаевича Григорьева об истории с. Большие Савруши Елышевской вол. Мамадышского кантона ТАССР от 16 сентября 1921 г.

Преданий кряшен о татарском о иге, Иоанне Грозном, Стеньке Разине я не знаю.

О Пугачеве говорят, что его шайка была в нашем селе.

Говорят, что они захаживали [к] самым богатым и угощались. Кто их угощал, тех они не трогали, а кто относился [к] [н]им негостеприимно, того они разоряли, грабили дотла. Вот что говорят наши старики и старухи о Пугачеве, а песен и других воспоминаний я о нем не слыхал.

Да вот еще: около нашего села есть луга. И говорят, что на этих лугах они кормили своих лошадей.

Нет ли старинных документов в местной церкви? Священник нашего села говорит, что была книга про наше село, но эту книгу потеряли. Что он помнит, нынче мне рассказал. Что наше село находилось не на этом месте, а на 1 версту к северу, на самой большой дороге, которая идет из Казани в Мамадыш. Но трудно жилось на этом месте. Так как разные шайки разбойничьи приходили по этой дороге и грабили их. Так как их в это время было немного, всего 3 двора. Поэтому они не в состоянии были противостоять [им]. А сами были татары. Один из них был крещен на военной службе. И вот этот крещен вздумал переселиться на другое место. На то самое место, где сейчас находится наше село, переселился из села Янцовары один мурза Петеркеев. И вот он звал этого крещеного татарина к себе. Конечно, тот согласился и переселился на это место. А остальные 2 двора тоже переселились недалеко от своего старого места. Одни, на север - на 1 версту - деревня называется Татарскими Саврушами. Другие переселились на восток, и там сейчас образовалась тоже татарская деревня Тюбяк.

Наша местность тогда была со всех сторон окружена лесами. Этот мурза Петеркеев имел много земли и много домашнего скота, даже занимался пчеловодством. У него было 4 сына. Первого звали Евдокимом, 2-го - Матфеем, 3-го - Григорием, а 4-й сын пошел на военную службу и там сделался генералом. Сначала он служил в Петрограде, а потом вернулся сюда в Казань. Купил себе дом и здесь же умер.

Так от 3 сыновей Петеркеева есть 3 фамилии, например: Евдокимовы, по-кряшенски Аубыкырныкылар, Матвеевы, по-кряшенски Матаныкылар, Григорьевы, по-кряшенски Гертикәкләр, [к] последней фамилии отношусь я сам.

А тот пришелец, новокрещеный татарин, жил и прожил свой век в этом селе. Его потомки тоже расселялись и смешались с потомками Петеркеева. Но лет 40-50 тому назад крестьяне нашего села начинают отпадать в магометанство. И сейчас чуть не половина исповедует магометанскую веру. Отпали не только потомки новокрещеного татарина, но и Петеркеевых. И так отпадали до 1917 года. Только в настоящее время не замечается. Причина этого вот что: жители нашего села все портные. И они уходили даже из своего дома в чужие края. Особенно они портничали в Уфимской губернии у башкир. Но башкиры не любили кряшен и не давали им работу. Но ясное дело, без работы жить нельзя, и они начали принимать татарские имена. И это им не помогло. Зовутся татарским именем, посмотрят документы, а там русские имена. И таких совсем прогоняли из своей деревни, называя ногаями, а еще оскорбительно называли бетле керәшен.

Но страсть к богатству у всякого народа есть, а богатство без работы не удается. И вот они вздумали совсем принять магометанство и сделаться единоверцами башкир. Конечно, когда они приняли магометанство, они находили работу у башкир и зарабатывали большие суммы денег. По их примеру поступали и другие. [В] настоящий момент колеблющихся в вере мало.

В нашем селе более 2-х сотен дворов, и из них около 80 дворов магометане.

Но, несмотря на это, магометане и кряшены живут в согласии и мирным путем добывают себе, что им нужно. Ходят друг к другу в гости и т.д.

Главное занятие: земледелие. Второстепенные: пчеловодство, держат домашнюю скотину, которую зимой держат в избе. Портняжничество. Есть среди них плотники, столяры, сапожники и рыболовы.

Памятников из старины под рукой нет, но можно найти.

В 1919 году, когда 59-й военный отряд ремонтировал шоссейную дорогу, идущую в Мамадыш, открыли две могилы. Скелеты человека, один в дубовой колоде. В колоде еще со скелетом кинжал, который взяли и сломали. Скелет зарыли опять в землю, а колоду, или гроб, сожгли. Другой скелет наши без гроба, и с ним бусы (красные). И отсюда можно заключить, что здесь когда-то давно хоронили людей православных, а кинжал может сказать, что он был человек военный. А скелет с бусами?

Если ископать эту местность, то можно найти множество старинных памятников древних времен.

Конечно, здесь было кладбище, и оно [было] ограждено со всех сторон. Вот за это кладбище шел спор. Татары говорили, что здесь схоронены татары, а кряшены - что кряшены. Но когда здесь нашли скелеты человека, одного в гробу, другого прямо в земле, то пришли к выводу, что здесь похоронены татары-магометане, кряшены или русские. Но согласиться с тем, что здесь похоронены магометане, не приходится, так как магометан с бусами на шее не хоронят а, скорее, язычников.

Источник: НА ЧГИГН. Отд. I. Фонд Н.В.Никольского. Ед. хр. 309. Л. 147-1 54.

Из книги "Татары-кряшены в зеркале фольклора и этнографических сочинений слушателей Казанских кряшенских педагогических курсов (педагогического техникума) (192101922): сборник материалов и документов / сост., авт. предисл. и примеч. Р.Р.Исхаков, Г.А.Николаев. - Казань: Ин-т истории им. Ш.Марджани АН РТ; Чебоксары: Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук, 2014. - 316 с.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа


Оставляйте реакции

7

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

2
X